С января 2021 года начали действовать новые правила приёма в высшие учебные заведения. Они существенно изменили процесс поступления.
Прежде всего, в российских вузах отменили вторую волну зачисления на бюджет.
В приказе № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования» от 21 августа 2020 года говорится следующее:
«Зачисление проводится в 2 этапа:
28-30 июля проводится этап приоритетного зачисления, на котором осуществляется зачисление лиц, поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот;
3-5 августа проводится основной этап зачисления, на котором осуществляется зачисление лиц, поступающих по результатам вступительных испытаний на основные места в рамках контрольных цифр, оставшиеся после зачисления без вступительных испытаний (далее — основные конкурсные места)».
Получается, что у абитуриентов, поступающих не по квоте, будет только три дня (3,4 и 5 августа) на то, чтобы решить, куда подать оригинал аттестата. Если выпускник не обнаружит себя в списке зачисленных, то у него останется только один вариант бюджетного очного обучения: дополнительный этап зачисления, который вузы теперь буду проводить по своему усмотрению – могут и не проводить вовсе.
Согласно новым правилам увеличилось количество специальностей, на которые можно подавать документы.
Напомним, что раньше каждый абитуриент при поступлении мог подать документы в 5 вузов, на три специальности в каждом. Всего было 15 вариантов поступления. Учебные заведения высшей школы не имели права предлагать поступающим меньшее количество вариантов подачи документов.
По новым правилам количество вузов осталось прежним — 5, а количество специальностей/направлений в каждом вузе изменилось: их должно быть не больше 10 и не меньше одного. Таким образом, теперь вариантов поступления, в зависимости от конкретного учебного заведения, может быть от 5 до 50.
Также в соответствии с новым порядком приёма абитуриентам предоставляются более широкие возможности в выборе ЕГЭ. Вузам разрешается устанавливать по несколько возможных предметов ЕГЭ для конкретной специальности.
В приказе говорится: «По каждому вступительному испытанию, проводимому в соответствии с графой 2 раздела 2 установленного Минобрнауки РФ перечня испытаний, организация высшего образования устанавливает один или несколько предметов (далее — предметы по выбору). В случае если по вступительному испытанию установлены предметы по выбору, поступающие выбирают один предмет».
Фраза «предмет по выбору» означает, что могут принять, к примеру, и физику, и информатику. Не важно, что именно вы сдавали: если у вас есть один предмет из списка возможных альтернатив, вуз допустит вас на конкурс.
Также до текущего года университеты набирали студентов на специальности/направления подготовки в целом или раздельно на конкретные программы образования в рамках все тех же специальностей/направлений. Согласно новым правилам вузам разрешили вводить ещё и многопрофильный конкурс, который подразумевает единый приём сразу на несколько специальностей из укрупнённого направления.
К примеру, направление бакалавриата 38.03.01 «Экономика» включает в себя более 150 узких специализаций, среди которых «Экономика», «Экономика и управление организацией», «Мировая экономика», «Финансы и кредит» и многое другое.
Уже сами названия дают понять, что программы обучения и набор специальностей для каждой специализации свои. Получается, что по окончании университета это будут специалисты с разными компетенциями, хотя поступали они все на одну и ту же специальность.
Такой многопрофильный конкурс даёт вузам право проводить единый набор абитуриентов на несколько специальностей сразу, а распределение проводить не до зачисления, а во время учёбы — после 1 или 2 курса.
Иными словам, новая стратегия позволит вузам отобрать самых подготовленных по широкому кругу дисциплин абитуриентов, дать им базовые знания, а затем перевести на узкую программу.
С одной стороны, это даёт выпускникам возможность сначала изучить общие дисциплины, а уже окончательный выбор профессии сделать немного позже.
С другой же стороны, такое нововведение может привести к увеличению конкурса в вузах, а также к тому, что при поступлении абитуриент запутается и не сможет понять, кем он в результате станет в будущем.
Помимо этого, пока ещё неизвестно, каким образом будет происходить распределение студентов по узким специальностям по окончании 1 и 2 курса.