Итоги международного исследования качества образования в начальных классах подвели в Рособрнадзоре. Россия стала лидером среди 50 стран-участниц исследования PIRLS.
Рейтинг охватывал учебные учреждения из 42 субъектов РФ и свыше 4,5 тысяч учеников, отобранных с использованием специального метода. Российские ученики обошли школьников из Финляндии и Сингапура.
Высокие результаты продемонстрировали столичные школы. Такие достижения руководитель ведомства Сергей Кравцов назвал фантастическими. Глава столичного Департамента образования Исаак Калина, в свою очередь, заявил, что причина столь высоких достижений учеников московских школ кроется в ряде факторов.
В частности, И. Калина напомнил о введении электронной записи первоклассников в 2012 году. Это привело к началу конкуренции учебных заведений за учеников, а не родителей за ту или иную школу, и позволило изменить отношение образовательных организаций к учащимся. Кроме того, в том же году началось слияние школ, имеющих низкие результаты, со средними образовательными учреждениями с высокими показателями, что погрузило школьников в атмосферу нацеленности на высокие результаты.
И. Калина также отметил, что в 2011 году для учеников четвёртых классов внедрили обязательные диагностические работы. Введённый в том же году рейтинг вклада школ в качественное образование, базирующийся на массовых показателях, позволял каждому ученику улучшить свои позиции. Достижения обучающихся принесли почёт школе, а сами ребята стали дороги ей дороги.
Глава Департамента напомнил, что с 2011 года для всех школ Москвы действует равновысокий норматив финансирования, который городские власти увеличили в 1,5 раза.
Финансирование изначально было нацелено на то, чтобы все учащиеся приносили учебному учреждению равновысокие деньги. В результате каждый ученик оказался ценен для школы, и учебные заведения стали конкурировать за то, чтобы выбрали именно их. А для этого школа должна демонстрировать высокие показатели качества обучения.
Кроме того, были введены гранты столичного мэра, размер которых растёт с каждым годом. Увеличился и размер оплаты труда учителей, который стал зависеть от показателей их работы.
С 2012 года столичные школы начали использовать новые федеральные образовательные госстандарты для начальных классов, утверждённые ещё в 2009 году. За этот период учебные заведения провели хорошую подготовку к переходу: масштабное переобучение педагогов начальной школы, улучшение материально-технического обеспечения (современная техника, электронные доски, компьютеры).
Всё выше перечисленное позволило за короткий период времени улучшить качество образования в московских школах, которые в итоге заняли первое место по результатам PIRLS-2016.
Завершающий этап исследования состоялся в прошлом году. Его участниками стали свыше 340 тысяч учеников из 50 стран и 11 территорий. Со стороны РФ в исследовании приняли участие 206 школ из 42 субъектов (около 4 577 выпускников начальных классов).
В первой десятке рейтинга страны-участницы расположились следующим образом: Россия, Сингапур, Гонконг, Ирландия, Финляндия, Польша и Северная Ирландия.
Фото взято с сайта https://inftaiga.ru.