Ваш город:

Университет Детей – проект для почемучек и всезнаек

21 июн. 2021 г.
1
4926

Детская любознательность не знает границ и часто обескураживает взрослых: маленькие почемучки мыслят нестандартно, без всяких условностей и предрассудков, которые, кстати, чаще всего мешают взрослым стать гениями. Практически все юные всезнайки легко и быстро усваивают законы физики, химии и математики. Но при одном условии: если объяснить их суть на доступном для детей языке и с наглядными примерами – яркие эмоции от увиденных опытов запоминаются на всю жизнь.

Университет Детей – проект для почемучек и всезнаек

К большому нашему сожалению, у взрослых нет такой жажды к знаниям, а также желания исследовать и открывать, как у малышей. Отсюда можно сделать логический вывод: чтобы вырастить настоящих профессионалов во всех отраслях, основной объем знаний, необходимых для профессиональной деятельности, нужно давать в детском возрасте, когда полезная информация вызывает искренний интерес и легко усваивается. И у кого после этого возникнут сомнения в необходимости создания университета для детей?

Хорошо, что среди взрослых есть люди, которые не забыли, как им хотелось поскорее стать взрослыми, и понимают, что детские, самые неожиданные вопросы достойны внимания ученых. Что именно такие нестандартные и порой неудобные вопросы нужно рассматривать, как предпосылки для новых открытий.

О Проекте «Университет детей»

«Поиграй сам, я сейчас занята (или занят)» – фраза, которую часто слышат малыши и дети постарше от своих родителей. В лучшем случае, взрослые в бесконечной суматохе будней отвечают на вопросы «почемучек»: «так надо», «так бывает», без объяснения взаимосвязей в природе. Проходит период детства, и окружающий мир воспринимается ребенком, как обычная и закономерная суета. У него исчезает желание задавать вопросы, а вместе с ним – интерес к науке.

Именно подобный подход к воспитанию подрастающего поколения, во многом продиктованный стремительностью современного мира, и послужил толчком для создания «Университета детей» на базе Политехнического музея. Почему это работает? Потому что дети в своем стремлении подражать взрослым погружаются в настоящие научные исследования с удовольствием, и для них это – не игра, а серьезное дело. Кроме того, общение с учеными на равных придает им еще большую уверенность в себе и значимости происходящего.

Как обучают?

В «Университете детей» все по-настоящему: семестры, лекции, научные диспуты и т.д. Детвора здесь – полноценные студенты. Правда, оценок детям не ставят и дипломные работы писать не заставляют.

Не каждый взрослый видит взаимосвязь разных наук и понимает, что окружающий мир живет по законам природы. А в «детском ВУЗе», учат видеть и оценивать происходящее вокруг «здесь и сейчас». При этом они учатся самостоятельно анализировать и искать ответы на вопросы – именно так рождаются великие открытия!

В «Университет детей» принимают студентов разного возраста, и для них созданы три группы:

  • 7-8 лет – «Энергия»;
  • 9-10 лет – «Импульс»;
  • 11-14 – «Вектор».

Отметим, что названия групп взяты «не с потолка» - в них отображаются основные возрастные особенности психологического развития детей в определенном возрасте.

Чтобы создать юным студентам максимально комфортные условия обучения, комплектуются немногочисленные группы, благодаря чему, в том числе, педагогам удается ответить на все вопросы почемучек.

По большому счету, основной задачей организаторы детского университета считают не создание условий не для воспитания будущих ученых, а развитие у детей на каждом возрастном этапе определенных навыков, которые пригодятся им во взрослой жизни, какую бы профессию для себя не выбрали малыши. А профессиональный интерес в таком возрасте – наиболее ценный опыт, основанный на том, что каждый студент имеет возможность увидеть и «потрогать руками» любую область знаний и выбрать то, что понравится.

Если уж юного всезнайку совсем ничего не заинтересует, то в любом случае из «Университета детей» ребенок выйдет самостоятельным, уверенным в себе и «на все 100%» подготовленным к взрослой жизни. Задача ученых-преподавателей – в обучении научным методам познания мира, самостоятельном поиске ответов на собственные вопросы.

Направления обучения

Любые знания пригодятся ребенку, даже если он не станет великим ученым. В «Университете детей» умеют отвечать на любые вопросы ребенка: биологи, инженеры, филологи, физики и математики поощряют возникновение любых вопросов и возводят их в ранг научных экспериментов, учат анализировать и отвечать на них самостоятельно. Никто не говорит «поиграй сам, я занят!», что для детей очень важно.

С детьми серьезно обсуждают:

  • Существование инопланетных цивилизаций и вероятность встречи с ними – и это не сочинение фантастических рассказов – все на научной основе;
  • Кто из взрослых сможет квалифицированно удовлетворить интерес маленького «почемучки» к микробиологии? А «параллельный мир» микроорганизмов, соседствующих с людьми на планете, обладающих сверхспособностями, недоступными человеку, вызывает у юных исследователей недетское любопытство, и, как минимум, студенты-микробиологи уже не станут спрашивать у родителей, зачем нужно так часто мыть руки, да еще сами будут приучать взрослых к порядку;
  • Дети учатся понимать «язык» животных;
  • Когда и как роботы будут делать все вместо людей, и чего роботам никогда не доверит человек;
  • Какими станут жилые дома, школы и больницы в будущем, уже сейчас обдумывают юные проектировщики;
  • Глобальное потепление, изменения в Мировом океане – серьезнейшая тема, одна из самых актуальных в мире, на разных уровнях. Почему бы к разработке проекта защиты не подключить детей с их умением видеть детали, на которые взрослые не обращают внимания, потому что они уже давно взрослые и знают все?

Кто придумывает направления обучения? Сами дети и придумывают! В «Университете детей» есть «Ящик любопытства», который и подсказывает, в каком направлении нужно двигаться взрослым. Почему слон большой, как делается минеральная вода, можно ли достать до звезд с Луны, и т.д.

Ясно, что на вопросы ребенка нужно отвечать обязательно и максимально развернуто, на доступном языке. Это – основная цель Проекта «Университет детей». Если родители не имеют достаточного уровня специальных знаний, это повод для того, чтобы доверить обучение и развитие ребенка профессионалам.

График проведения занятий – расписание для удовольствия

До пандемии занятия проводились в очной форме – в весенний и осенний семестр. Поэтому принять участие в обучении могли только юные жители столицы. С уходом в онлайн-формат количество слушателей заметно возросло и границы обучения расширились, так как интернет позволяет присоединиться к обучению детям из других регионов.

Правда, в проведении занятий, все же, отдается предпочтение «живому общению». Поэтому руководителям ВУЗов и других образовательных учреждений в регионах стоит задуматься о создании подобных проектов или филиалов. Тем более, что замечательный опыт сотрудников Политеха уже имеется, и это лучше, чем постоянно жаловаться на отсутствие у первокурсников жажды знаний. Ведь, воспитание интереса к науке нужно начинать гораздо раньше, пользуясь естественным стремлением «почемучек» познавать мир во всем его разнообразии.

Кстати, в скором времени будет анонсирована тематика осеннего семестра. Следите за новостями проекта в «Афише недели», на образовательной платформе Политеха.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
79
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
808
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
1839
Комментарии
Ирина
Гость
25 июн. 2021 г., 13:49

Хорошая идея. Главное, качественно реализовать. Атмосфера занятий зависит от преподавателей. Смотря кто будет преподавать.

Оставить свой комментарий

Ваш город: