Ваш город:

Качество образования: неформальный подход к обучению

12 апр. 2021 г.
0
1000

Все разговоры о качестве образования, высокие баллы ОГЭ/ЕГЭ и красные дипломы престижных учебных заведений на деле ничего не стоят, если в результате отличник не умеет решать элементарных бытовых задач, правильно оценивать риски и выходить из сложных ситуаций без потерь, физических и моральных. Другими словами, если школьник не умеет пользоваться полученными в ходе обучения знаниями, то все усилия педагогов напрасны.

Качество образования: неформальный подход к обучению

Сколько взрослых, дипломированных домохозяек ежедневно ищут в интернете, как вывести пятно на одежде без «ваниша», потому что на уроках химии в школе им не объяснили, как химия может пригодиться в жизни? Сколько мужчин с «инженерными» профессиями не умеют починить розетку, потому что не предполагали, что электродинамика – не абстрактная категория, а быт, который нас окружает, и невнимание к школьной программе по физике доставляет огромные неудобства во взрослой жизни? Наконец, сколько детей, изучая в школе ОБЖ, ежегодно теряются в лесу, проваливаются под лед или страдают от пожаров?

Так, что же такое качество образования на самом деле?

Аттестат – не баллы для поступления!

Качественное общее образование – это, когда выпускник школы, получая «аттестат зрелости», становится зрелым во всех смыслах, и готов не только к получению высшего образования, но и к самостоятельной взрослой жизни, без неустанной опеки и материальной поддержки родителей.

Это сейчас, в эпоху тотального технического прогресса и «моды на престижные дипломы», выпускники школ имеют возможность взрослеть постепенно, до начала трудовой деятельности и самостоятельной жизни. В советскую эпоху, когда стране были остро нужны рабочие руки, а основной задачей школы была ликвидация безграмотности, после выпускного молодые люди приступали к работе, осваивали профессию в процессе и «вливались в ряды рабочего класса», без поблажки и скидки на молодость и неопытность.

Статьи, доклады, отчеты, темы научно-педагогических конференций и разговоры «об эффективном развитии общества и функционировании социальной сферы», «профессиональной образованности населения», «умениях и навыках» и т.д., и т.п., не дают ответ на главный вопрос: почему школьнику на уроке не объясняют, как в жизни ему могут пригодиться таблица умножения, закон Архимеда, электромеханика и другие науки.

Случаи, когда родители перед ребенком ставят цель выучить, чтобы получить хорошую оценку (высокий балл в аттестате), часто прибегая к системе материальных поощрений – далеко не редкость. Выученное тут же забывается, за ненадобностью, потому что награда за оценку получена, и дальше любимое чадо приступает к реализации сверхзадач – стать космонавтом или знаменитым артистом, сосредоточившись лишь на изучении тех предметов, которые ему необходимы для достижения поставленной перед ним цели.

В результате такого целеполагания вырастает инфантильное поколение, с потребительским уклоном, культивируемым с раннего детства. Подмена мотивации для обретения знаний и навыков в масштабах государства и преемственности семейных традиций (дети учат собственных детей по примеру родителей) наносит вред обществу.

Продолжение семейных ошибок в мотивации школьников, к сожалению, наблюдается и в школе, куда сегодня «со скрипом» возвращается внимание к воспитательной работе, полностью уничтоженной в 90-е годы. Ответственность за воспитание, за небольшую доплату при огромных объемах коррекционной работы не только с детьми, но часто и с их родителями, возлагается на классного руководителя. И это при том, что основной задачей школы, как и прежде, остается базовое образование, а время для внеурочной работы сильно ограничено. Рособрнадзор же, в первую очередь, контролирует баллы, требуя повышения положительной статистики в отчетах и соответствия стандартам качества.

Но как оценить профессионализм учителя-предметника, организацию и управление образовательным процессом, в свете концептуальных требований к качеству образования, если он, озвучив тему урока и обозначив сиюминутную цель, не объяснил ученикам перспективу, не вызвал практический интерес к ее изучению? Ведь, это – воспитательная задача, которой школа должна уделять внимание, чтобы выпускать во взрослую жизнь всесторонне развитую личность, а учитель-предметник доплату за воспитание не получает, и, чего греха таить, «возиться с нерадивыми после уроков» не обязан.

Баллы в аттестате не гарантируют успешного «вживления» в социум, даже если их хватило, чтобы пройти по конкурсу. Обучение в школе называется базовым, потому что предполагает необходимый и достаточный уровень десятилетней подготовки к жизни вообще, а не только к получению профессии. «На повестке дня» остается вопрос о соединении воспитания и обучения на уроке. Хорошо бы к этому добавить профессиональную помощь молодым родителям, родом из 90-х – объяснять взрослым, как стимулировать интерес к учебе, на родительских собраниях или индивидуально, с привлечением психологов, чтобы каждый малыш шел в школу с желанием учиться для себя.

Нелюбимый предмет: учить или не учить?

На деле выходит, что содержание предметов в современной школе не раскрывает в полной мере представления детей о том, с чем им придется столкнуться, когда они станут взрослыми: где им пригодятся знания математики, химии, физики, биологии и других предметов. Кажется, учителя забывают, что предметы, которые включены в обязательную школьную программу – необходимый минимальный уровень общего развития личности. Да и сами ученики (с полного одобрения родителей) зачастую делят школьные предметы на любимые и нелюбимые, с легкостью принимают решение об отказе от одной дисциплины в пользу другой, которая в данный момент кажется более полезной, или обязательной для изучения по выбранному профессиональному направлению.

Закон «Об образовании» оставляет право выбора, а с этого года в аттестатах появится оценка «зачет» по ряду «необязательных» предметов – ИЗО, музыке, физкультуре. Безусловно, общеобразовательная школа – для всех, и дети, не обладающие способностями к музыке и пению, рисованию, не имеющие возможности демонстрировать высокий уровень физической подготовки по состоянию здоровья, не должны «терять средний балл» аттестата. Но, с другой стороны, дисциплины, которые включены в список обязательных к изучению в общеобразовательных школах, вовсе не предполагают, что каждый школьник обязан обладать способностями к точным, естественным, гуманитарным наукам, иметь абсолютный музыкальный слух, яркий художественный талант, идеальную физическую форму.

Базовый уровень подготовки по всем школьным программам подразумевает не обязательный и самый высокий уровень подготовки каждого ребенка по всем предметам, без исключения, а всестороннее развитие, приобретение знаний и навыков, которые однажды пригодятся в жизни каждому.

Урок музыки нужен не для того, чтобы самому стать музыкантом, а, чтобы научить ценить прекрасное, сопереживать и, в конце концов, оказавшись в обществе музыкантов, суметь поддержать разговор, не чувствуя себя ограниченным, неинтересным собеседником. К тому же, у современного школьника, которому «медведь на ухо наступил», когда-то будут собственные дети, которым придется объяснять, что такое музыка и развивать их эстетическое восприятие. То же самое можно сказать об изобразительном искусстве: не все люди – талантливые художники, но умение видеть красоту необходимо в жизни каждому. Способности к математике не должны становиться препятствием для духовно-нравственного развития, которое дают уроки литературы и истории, и «математический склад ума» вовсе не мешает анализировать события минувших эпох и формировать собственное мировоззрение.

Прежде, чем делать выбор в пользу одного предмета, в ущерб другому, стоит задуматься, каких перспектив лишится ребенок, если взрослые будут решать за него, даже из лучших побуждений – например, желания уменьшить нагрузку или сосредоточить внимание на том предмете, который дается легче и вызывает больший интерес. Ведь, на самом деле, «нелюбимые предметы» появляются в большинстве случаев, когда возникают психологические препятствия, с которыми детям трудно справиться в одиночку, а у родителей не хватает времени, опыта, внимания, чтобы разобраться и помочь.

Заключение

Общеобразовательная школа, как сформулировано в концепции о критериях качества образования, должна соответствовать государственным требованиям (стандартам), и речь идет не только об уровне профессиональной подготовки, но и о «качестве личности». Качественное образование – уровень знаний, навыков, культуры и нравственности, социальной подготовленности к условиям общества и его дальнейшему развитию.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
725
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1271
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2357
Оставить свой комментарий

Ваш город: