Самая интересная часть педагогики – практическая. Онлайн-уроки, которыми пестрит YouTube и другие социальные сети, представляют интерес как для учителей, так и для родителей и учеников. Поэтому отдельную благодарность заслуживают педагоги-новаторы, которые делятся практическим опытом в соцсетях. Однако иногда, поиск материала по конкретной теме занимает слишком много времени, что не очень удобно для заинтересованных пользователей.

Отсюда можно сделать однозначный вывод: современной образовательной системе нужны единые сетевые платформы. Конечно же, какая-то работа в этом направлении ведется. Но происходит это как-то вяло, «без огонька». А упущенное время, отведенное для обучения – это прямые экономические потери (без преувеличения) в недалеком будущем, причем абсолютно во всех отраслях.
Почему современные педагоги-новаторы «переселились» в социальные сети?
Список участников и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» с 1992 по 2020 гг. показывает, что ряды талантливых и увлеченных профессией учителей стабильно пополняются. Впечатляет и количество просмотров мастер-классов, опубликованных ими на различных ресурсах. Совершенно очевидно, что подписчики онлайн-уроков – абсолютно целевая аудитория.
Непонятно только, почему до сих пор не существует единой и систематизированной платформы, где каждый учитель или ученик смог бы в считанные минуты найти нужный урок. Ведь видеоролики, хаотично разбросанные в соцсетях и «на ютубе», не вполне способствуют обмену опытом. А для учеников, желающих усвоить материал по конкретной теме, посещение подобных ресурсов, наполненных агрессивной рекламой и отвлекающим контентом, явно не способствует улучшению качества знаний.
Участник и главный победитель конкурса «Учитель года России – 2020» рассказал онлайн-программе «Российское образование», состоявшейся сразу после церемонии награждения лауреатов, что свои лучшие наработки педагоги-новаторы сразу «заливают в интернет», пользуясь легко доступными, существующими ресурсами, а некоторые создают собственные блоги. Безусловно, такой способ удобен тем, кто хочет поделиться информацией. Но те, кому интересен именно образовательный контент по одному из направлений, иногда вынуждены часами искать его.

Цифровые технологии сейчас настолько доступны, что позволяют открыто высказаться каждому желающему, о чем угодно. И достаточно часто ролики в сетях, мягко говоря, носят далеко не педагогический характер, отвлекая детей от главной задачи, ради которой педагоги-новаторы, собственно, и раскрывают свои секреты. К примеру, канал YouTube к видеоуроку, набравшему большое количество просмотров, «подвязывает» рекламу, которая «срывает урок», и старания опытного учителя донести знания сводятся почти к нулю. Релевантность видео-уроков без привязки рекламы стремится к нулю, потому что владельцев подобных сайтов интересует не содержание ролика, а прибыль, которую приносят рекламодатели.
Немного лучше обстоит ситуация с личными страницами педагогов в соцсетях и персональными блогами, где можно контролировать рекламу. Но здесь также существует небольшая проблема: отыскать такие ресурсы можно лишь в том случае, если знаешь учителя или каким-то образом наслышан о его методике, открытых уроках для всех желающих. Если нет, то опытом и стараниями по популяризации учителя-новатора смогут воспользоваться только учителя и ученики школы, в которой он работает, в лучшем случае – населенного пункта. Искать личный блог талантливого педагога-математика или филолога в интернете – то же самое, что и иголку в стогу сена.
Возможно, телепрограмма «Вечера в Останкино», «в доцифровую эпоху», куда регулярно и в определенное эфирное время приглашались лучшие учителя страны, была более удачным вариантом популяризации передового педагогического опыта и поднятия престижа профессии, чем бессистемное сеяние «разумного, доброго, вечного» в «мировой паутине», где, по сути, никому нет дела до российского образования, и никто не несет ответственности за знания наших детей и их будущее.

Где найти нужный онлайн-урок?
Сейчас много говорится о доступности образования, о возможности выбора педагога и т. д. Допустим, пройдя все возможные стадии отрицания дистанционного формата, родители приняли решение, что подтянуть один или несколько школьных предметов помогут мастер-классы от педагогов из других регионов, если в родной школе обучение по каким-то причинам не задалось. Где найти подходящий и, самое главное, качественный материал? Конечно же, в свободном доступе на просторах интернета. Но здесь они сталкиваются с одной проблемой: поисковая система в первую очередь выдает ресурсы с преимущественно платным контентом.
Быстро сориентировавшись в последних тенденциях образования, находчивые и предприимчивые педагоги предлагают платное изучение самых востребованных школьных предметов (хотя, как известно, базовое образование дети должны получать бесплатно, что закреплено в Конституции РФ и Законе «Об образовании»). Конечно, что не запрещено, то разрешено. Но такие альтернативные уроки ставят под сомнение принцип равенства и доступности общего образования для детей из малообеспеченных семей и отдаленных регионов, а также школьников с ограниченными возможностями.
Самое удивительное, что платные образовательные порталы с удобными интерфейсами уже давно появились и работают, а бесплатные онлайн-уроки до сих пор сложно собрать воедино и систематизировать. Тем не менее, платный учебный контент доступен детям, чьи родители в состоянии заплатить за уроки по математике, информатике, физике, химии, иностранному и русскому языку, например, на сайте интернетурок.ру. Сайт Study.ru предлагает десятку лучших образовательных платформ для дистанционного обучения (даже с аттестатами государственного образца), в разном ценовом диапазоне – от 1900 руб./мес. до 26 700 руб./мес. Здесь же можно найти предложения по специализированной подготовке: ЕГЭ, профильные занятия по информатике и другим предметам.
Чтобы найти нужный, бесплатный онлайн-урок, придется вводить в поисковую строку имена лауреатов и победителей конкурса «Учитель года России»: однозначно, каждый из них обязательно проводил мастер-класс (это – одно из условий конкурса), который существует где-то на просторах интернета. У некоторых педагогов-новаторов созданы и действуют на постоянной основе личные блоги, и подписка на них существенно облегчит поиски. Имена лучших педагогов-победителей опубликованы на официальном сайте Министерства образования; также можно воспользоваться справочной информацией из Википедии.
Можно изменить запрос, чтобы найти конкретную тему, например, «Русский язык, 9 класс», «Математика, 2 класс», и YouTube «выдаст знания» бесплатно. Подписаться на страницу нужного преподавателя в социальных сетях – тоже хороший вариант: в связи с вынужденным переходом на удаленку, у каждого учителя сейчас существует страница, где он публикует учебный материал; такие порталы созданы ВКонтакте и Одноклассниках.

Как выбрать онлайн-педагога?
В педагогике не существует единого и универсального подхода к обучению. Одному ребенку не хватает мотивации, другой усваивает материал медленнее, чем одноклассники и т.д. У каждого учителя на уроке стоит задача: за 45 минут изложить материал, ориентируясь «на среднего ученика», и двигаться дальше, не отклоняясь от учебного плана. Дорога каждая минута урока, и нет возможности останавливаться на каждом индивидуальном случае. Конечно, существует концепция об индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Но на практике она реализуется, в большей степени, в дополнительное, внеурочное время, которое учителю еще нужно выделить в своем личном расписании для дополнительных занятий, и оно не оплачивается.
Для тех ребят, которые пропустили урок по болезни или по каким-то другим причинам не усвоили материал, онлайн-урок – отличный выход из ситуации. На ресурсах, перечисленных выше, можно выбрать для себя и предмет, который нужно подтянуть или расширить знания до профильного уровня, и послушать учителя, который будет излагать тему в собственной манере, по уникальной методике, в более доступной и понятной форме. Стоит заметить, что одинаковых учителей и учеников, как и людей в целом, не существует, и поэтому не надо думать, что школьный учитель хуже виртуального. Кстати, дополнительный онлайн-урок, понятный и хорошо усвоенный, поможет более успешно продолжить изучение предмета в классе, во время урока.
Школьники, как правило, выбирают онлайн-уроки, интуитивно ориентируясь на собственный уровень восприятия виртуального педагога, не вникая в профессиональные детали его работы. Для ребенка главная цель – преодоление трудностей в изучении предмета и радость, когда препятствие устранено. Для педагогов «открытые уроки» в дистанционном режиме – возможность для приобретения опыта, узнавание методик, которые можно применить в собственной работе.
Выводы
В «мировой паутине» гениальные методики зачастую остаются незамеченными и не востребованными целевой аудиторией, потому что их там сложнее отыскать, чем на специально созданных образовательных ресурсах, куда регулярно заглядывают специалисты, ищущие новые и интересные наработки коллег, подсказки более опытных педагогов.
Педагогика – самая диалектическая наука, знания которой нужно применять сиюминутно, чтобы двигаться дальше по пути развития цивилизации. Опыт педагогов-новаторов необходим, что называется, здесь и сейчас – не разбросанный по крупицам, а собранный в единую систему, как современная цифровая форма передачи педагогического наследия будущим поколениям. Создание цифровой платформы для передачи и хранения знаний в XXI веке, на самом деле задача, скорее, организационная, чем техническая.