Ваш город:

Смешанное обучение - реальность ХХІ века

25 янв. 2021 г.
0
1807

Внезапная ситуация, связанная с пандемией в прошлом учебном году, даже учителей старшего поколения простимулировала к скорейшему освоению онлайн-педагогики и дала полезный опыт работы с образовательными интернет-ресурсами. Неоднозначное мнение по этому поводу сложилось не только у педагогов, но и у родителей, школьников, студентов.

Смешанное обучение - реальность ХХІ века

С одной стороны, традиционное очное обучение обладает неоспоримыми преимуществами, от которых нельзя отказываться. С другой – неоценимые возможности обучающих порталов и электронных библиотек, доступность любого выбранного учебного заведения или педагога.

Эксперты немедленно приступили к изучению западного опыта, и пришли к выводу, что смешанное обучение, как «золотая середина», имеет неплохие перспективы, чтобы прижиться в российском образовательном пространстве. Именно об этом мы сегодня и расскажем более подробно.

Понятие смешанного обучения

Смешанное обучение (blended learning) – обучающий процесс, при котором обучаемый становится не объектом, а субъектом обучения. То есть, активно участвует в процессе получения знаний. В этом состоит принципиальное отличие смешанного обучения от классической формы, где преобладает пассивное восприятие учащимся того материала, который готовит и предоставляет учитель очно или заочно.

Ошибочно считать, что удаленное обучение, которое было применено в период длительного карантина школьников, имеет полное сходство с тем смыслом, который был заложен в понятие смешанного обучения изначально (примерно, в 60-х годах прошлого века английскими исследователями). Да и сам термин до сих пор не имеет четкого определения. Отчасти потому, что понятие «смешанное обучение» – продукт «коллективного разума», экспериментальная разработка в сфере образования, пока не имеющая окончательного и четкого алгоритма.

С начала 2000-х годов появилось несколько версий данного определения. Изначально, в 2001 году, понятие трактовалось, как совмещение форм очного и дистанционного обучения (по версии Reay). В 2003 г., по мнению Bersin&Associates, определение смешанного обучения необходимо дополнить сочетанием учебных методов. В 2006 году, в издании Bonk, впервые появилось более четкое определение, объединяющее основные компоненты: формы и методы, учителя и учащегося, применение технических средств в сочетании с очным форматом. А в институте К. Кристенсена определение более конкретизировали, дополнив, что элементы онлайн-обучения предполагают самостоятельный контроль учеником времени, темпа и места проведения занятий.

Последнее определение, пока, взято за основу образовательной технологии.

О новых возможностях смешанного обучения

Следует уточнить, что смешанное обучение представляет огромный интерес для российской системы образования, как взаимодополняющий процесс для очной и электронной формы, позволяющий нейтрализовать их недостатки.

Нельзя не сказать о том, что и очное, и электронное обучение, во всех его форматах, по отдельности имеют свои достоинства и недостатки. Сравним наиболее значимые их них.

Классический формат уроков невозможно вытеснить из школы по двум главным причинам:

  • процесс социализации ребенка (приобретение навыков поведения в обществе) приходится на весь период его взросления и учебы – с ясельной группы, в детском саду, до первого курса в институте, а возможно и позже;
  • коллективное обучение – одна из форм подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности на любом современном производстве, где коллективное решение любых задач стало уже обычной практикой.

Какого бы уровня не достиг технический прогресс, кроме обучающих целей в педагогике всегда будет присутствовать воспитательный компонент, который невозможно реализовать иначе, чем через непосредственный контакт с учеником.

  • Контакт в классе или аудитории (учитель – ученик) устанавливается связь и помогает учителю мгновенно реагировать на действия ученика.
  • Личностные связи между учениками, которые в виртуальном классе невозможно установить полноценно, так как онлайн-урок – время общения с учителем, и невозможно увидеть реакцию одноклассников на собственные ответы, а самооценка через отношение сверстников тоже важна.
  • Нельзя недооценивать и тесное эмоциональное взаимодействие (учитель – ученик, ученик – ученик, коллективная работа), как мощный стимул. Новые знания лучше усваиваются, когда задействованы все механизмы эмоционального восприятия.

Почему-то принято считать, что строгий распорядок дня с посещением школы – недостаток очной формы обучения. Однако этот момент можно оценить и с позитивной стороны: обязательное посещение уроков формирует организованность, собранность, дисциплину, ответственность. Ведь дети вырастут, а о полном переходе на удаленный режим работы вопрос, пока, не стоит.

Но недостатки, все же, есть:

  • Время урока ограничено: 45 минут – в среднем, 1,5 минуты на каждого ребенка, а если вычесть драгоценные минуты на обязательные компоненты и организационные вопросы, то выходит еще меньше. Поэтому учитель готовит материал, ориентируясь на «среднего» ученика, что почти исключает возможность реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • При очной форме ограничивается коммуникационное пространство: учитель работает с группой ребят, находящихся в географической и/или социальной доступности от места проведения урока.

Кроме того, согласно последнему заявлению В. Кравцова, все школы России будут обеспечены скоростным интернетом только в 2022 году, а это значит, что переход на новый уровень обучения откладывается: электронные библиотеки и образовательные порталы пока не доступны «в глубинке». В свою очередь, это говорит о том, что о новых ФГОС не может быть и речи, поскольку они должны быть едиными, что возможно только после полной технической модернизации школ.

Электронный формат обучения полностью исключает все недостатки очной формы. Но его виртуальность предполагает определенный уровень самостоятельности детей: никто не даст гарантии, что по другую сторону монитора ученики Вася или Петя вовремя подключатся к уроку, не будут «считать ворон в окне» или параллельно играть «в стрелялки».

Для электронного обучения нужен и соответствующий уровень компьютерной подготовки, что тоже проблематично для всех детей младшего школьного возраста. Также потребуется создание единых цифровых ресурсов и высокоскоростных платформ, способных выдерживать повышенную нагрузку в учебное время.

Подводим краткий итог: смешанное обучение – безусловно, представляет интерес, и российская система образования уже движется по этой траектории. «Запуск» смешанного обучения в минувшем учебном году, как следствие форс-мажорных обстоятельств, вызванных пандемией коронавируса, не следует воспринимать, как окончательный вариант трансформированного обучения.

Остается подождать, когда будет полностью реализован Национальный проект «Образование», чтобы подготовить техническую базу. Конечно, и программы смешанного обучения, как новая реальность XXI века требуют внимательной и скрупулезной доработки.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
878
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1404
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2491
Оставить свой комментарий

Ваш город: