Ваш город:

Система «атаки на двойку»: методика Шаталова

29 нояб. 2020 г.
15
49343

Сегодня на детвору обрушиваются лавиной знания, которые нужно усвоить быстро, эффективно и в большом объеме. На непосильные нагрузки постоянно жалуются не только сами школьники, но и их родители, которые уверены: стрессы не добавляют желания учиться их детям. Учителя не успевают уделить внимание каждому ребенку на уроке, что плохо сказывается на системном контроле знаний, а пробелы выявляются уже на экзамене.

Система «атаки на двойку»: методика Шаталова

На помощь может прийти методика В.Ф. Шаталова. Он сам – ученик лучших педагогов советской школы, с 50-летним стажем работы, из которых 40 лет он работал в обычной донецкой школе, учителем математики, а затем директором. Шаталов не «строил» карьеру, он – учитель по призванию, и его методика – это богатый жизненный и педагогический опыт.

Об авторе методики

Виктор Федорович Шаталов – Народный учитель СССР, автор методики эффективного обучения на основе педагогики сотрудничества. Биография учителя состоит из участия в Великой Отечественной войне и 40-летнего опыта работы в школе, который он совмещал с работой в лаборатории интенсификации учебно-воспитательного процесса, при Академии педагогических наук СССР, в г. Донецке, которую возглавлял вплоть до ее закрытия после распада СССР.

Сейчас в его домашней библиотеке более 60 книг, опубликованных на 17 языках. Все они – о любви к профессии, к детям, о желании увидеть в каждом ребенке личность и вырастить гения.

Об основных принципах методики гуманизма и уважения к личности ученика

Главную идею, подвигнувшую педагога на создание методики, сам Шаталов сформулировал так: «Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги».

Его ученики усваивали годовую программу по математике за 10 часов. Принципы настолько просты и понятны, что легко применимы для всех школьных предметов:

  • Учитель должен быть заранее уверен в успехах учеников: оптимистичный настрой помогает в работе не только детям, но и учителю;
  • Даже если у ребенка что-то не получается, учитель делает акцент на его успехах, сглаживая неприятные эмоциональные переживания из-за неудач;
  • Оценка – инструмент, требующий осторожного обращения: «двойками» и бесконечными замечаниями, даже если они заслужены, детей не учат, а калечат!
  • Дети боятся плохих оценок, и этот страх сковывает их, заставляет бояться осуждения, упреков и насмешек, поэтому на уроке нужно создавать дружескую, доброжелательную атмосферу, внимательно относиться к слабому ребенку и морально поддерживать его;
  • На уроке не должно быть деления на слабых и сильных учеников: нужно проявлять уважение к достоинству каждого ребенка.
  • Ответственность учителя: сначала научить, не упустив ничего, а затем требовать.

Виктор Федорович всегда брал самые отстающие классы и добивался успехов. Секрет его методики заключается, прежде всего, в умении заинтересовать тех детей, на которых учителя «поставили крест», расписавшись в собственном бессилии. Кроме того, в работе Шаталов всегда опирался на знание детской психологии – основного инструмента, помогающего наладить контакт с каждым ребенком.

Его уроки всегда строились на принципе сотрудничества и равенства между всеми участниками процесса, включая самого учителя.

Школа-студия Шаталова: методика в действии

В основе методики Шаталова – теория развивающего обучения В.В. Давыдова, которого донецкий педагог-новатор считает своим учителем. Его последователи сейчас работают в Москве и преподают мастер-классы от Шаталова. Сегодня, как и в советское время, от желающих увидеть шаталовскую методику в действии, нет отбоя. На уроках в школе-студии присутствуют и учителя, и родители, которые тоже вовлечены в учебный процесс и принимают в нем активное участие.

Для тех, кто не имеет возможности побывать на уроках – краткая схема построения плана:

  • Переход от теории к практике;
  • Каждый урок состоит из блоков – нескольких связанных тем: Шаталов отказался от принципа «линейного обучения», так как дети от урока до урока забывают небольшие отрывки из одного раздела, что затрудняет восприятие темы в целом:

центральной темой урока становится самая сложная в разделе, и вокруг нее строится остальной материал; каждой отдельной теме раздела присваивается порядковый номер, и весь раздел можно изобразить схематически, следуя предложенному порядку нумерации, а такая предсказуемость позволяет видеть суть, логически находить взаимосвязь;

  • Излагать только суть, осекая все, что может рассеивать внимание на второстепенные детали;

Объединение раздела в общую тему урока приводит к перегрузке, что недопустимо. Учебники Шаталова – «без воды», минимизированы до сути. Это позволяет сократить время для изучения и усвоения программы по предмету. К примеру, материал по математике содержит основные понятия и логические связи между ними, так как одна и та же формула имеет множество вариантов вывода, и поэтому заучивать доказательства одной и той же теоремы ученикам не обязательно. Результат такого подхода – сокращение объема учебников, дети за 2 года усваивают курс, рассчитанный на 3 года.

  • Использование ярких, привлекающих зрительное внимание, опорных (сигнальных) карточек или схем при изложении;

Опорные сигналы, разработанные Шаталовым, сегодня используются в картах памяти (mind maps); опорные карты-схемы, связанные между собой, не должны содержать больше 7 смысловых тезисов (это – число элементов, которыми может оперировать память одновременно); для школьников карты-схемы и опорные сигналы готовятся учителем заранее, а студентам рекомендуется самостоятельное изготовление карт, чтобы задействовать механическую память и развивать критическое мышление;

  • Проговаривать вслух одно и то же 3-4 раза: это улучшает запоминание, благодаря активизации слуховой памяти, при одновременном снижении концентрации внимания:

первые 3-4 дня информация «стирается из памяти» на 30-40%, затем включается в работу долгосрочная память; методика Шаталова опирается на этот механизм;

  • Слушать и одновременно конспектировать услышанное нельзя;
  • Конспекты, состоящие из блок-схем, легко воспроизводятся, воспринимаются родителями, не присутствующими на уроках, а значит удобны для контроля, самоконтроля и повторения материала перед экзаменами;

В школе Шаталова система проверки имеет несколько вариантов: самопроверка, взаимопроверка, проверка родителями и т.д.

  • Каждый ученик должен отвечать на каждом уроке, а учитель суммирует заработанные баллы: дети должны быть активными, не чувствовать, что им не уделили внимания;
  • Принцип «открытой перспективы»

Заработанные баллы записываются, суммируются, вносятся в журнал карандашом, а ребенку предоставляется возможность исправить неудовлетворяющую оценку, когда он почувствует уверенность в своих силах;

  • Уделять внимание комфорту и благожелательной атмосфере на уроках;
  • Обязательный элемент каждого урока – физкультурная пауза.

Под этими принципами подводится главная черта – гуманизм в отношении учеников и родителей. Ничего особенного, только необходимость в поощрении стремления ребенка к учебе, благожелательное отношение к родителям, выстраивание дружеских отношений с одноклассниками. Успехом в работе учителя и поводом для радости В. Ф. Шаталов считает, достижение принципа «4 П»: представляет, понимает, помнит, применяет.

Учитель, о котором его ученики, пока еще говорят в настоящем времени, воспитал за 40 лет педагогической работы 58 кандидатов и 12 докторов физико-математических наук из учеников, которых даже их родители считали безнадежными. Ученики его последователей поступают в престижные ВУЗы.

Профессор обращался к президенту Украины Кучме, чтобы тот оказал помощь в дальнейшей разработке методики и ее внедрении. Аргумент эффективности – экономия времени и прочность усвоения знаний. Удивительно, что на Западе идея донецкого учителя-новатора нашла отклик (его книги были переведены на множество языков мира), а дома – как обычно, «нет пророков»…

Источники изображений: vsednr.ru, cdni.rt.com, kabruss.blogspot.com

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
726
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1273
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2362
Комментарии
НЕЛЛИ
Гость
4 дек. 2020 г., 22:22

В своё время читала всё о Шаталове и его методах обучения. Потом что-то всё ЗАТИХЛО.
Советская школа была ОБРАЗЦОМ! Неужели поняли,что НОВОЕ- ХОРОШО забытое старое?СПАСИБО, ВИКТОР ФЁДОРОВИЧ! Последователям-успехов! Я с вами.

Андрей Спиридонов
Гость
22 дек. 2020 г., 10:08

Методика классная

Светлана Титаренко
Гость
23 дек. 2020 г., 22:52

Я пользовалась его опорными конспектами по физике.
Мне нравилось !

Татьяна Ивановна Бурова.
Гость
9 янв. 2021 г., 14:55

Прекрасная ,очень понятная,эффективная,результативная методика. Работала по ней ,достигала замечательных результатов эффективного изучения географии . Это просто гений и человек,который внёс огромный вклад в методику преподавания любого предмета по его технологии.На столько всё упрощается и учащиеся работают без надрыва с пониманием своих задач на уроке + опережающее обучение,когда уч-ся первично знакомятся с информацией новой темы самостоятельно дома,а на уроке идёт углубленное изучение темы. Пока никто ничего лучшего не придумал.

Целуева Ольга
Гость
10 янв. 2021 г., 16:11

В 1991 году поехали с подругой в Полтаву, прочитав о курсе подготовки учителей. Наш лектор уехал, а вместо него приехал В,Ф, Шаталов. Его систему тогда уже ругали, тк всё было нестандартное. Но наша учитель математики (мы обе учились у нее) тоже была нестандартная в школе, она как раз применяла частично уроки Шаталова. Сейчас сама удивляюсь, она вызывала 11 человек к доске и всех успевала опросить, мы писали конспекты, по которым поступали в институт, развивала зрительную память. Ныне об этом только мечтаю...
После этого курса я влюбилась в его методику, стала применять в своей работе. Дети подхватили, учили конспекты, пересдавали свои незачеты. Шаталов, действительно доказал, что надо любить каждого ученика. Когда мы сдавали ему опорные сигналы по геометрии 7 класса, у многих дрожали руки, он говорил: "Волнуетесь?...Вы же учителя, вы же это всё знаете...А представьте детей на вашем месте, а они не только волнуются, но еще и боятся. А вы им, а ты такой сякой...Надо в каждом видеть Человека!" Эти дни не забудутся никогда.
Потом я перешла в частный лицей, где было раздолье. Сейчас вернулась в простую школу, дети не те, что мне не говорите. На все вопросы ищут ответы в интернете. У всех одно: "покажите как, а мы так и решим". Шаталов говорил: "Главное не оценку поставить, а добиться, чтобы ученик выучил эти формулы". Если предложишь пересдать материал, то никто не приходит, а родители сразу жалуются, что перегружаю. А с пандемией, так вообще никто ничего не воспринимает. Интерес у детей только на репетиторских занятиях, потому что там дети "хотят знать" математику.
Теперь, после смерти Виктора Федоровича, образование вспомнило о его гениальном творении. Светлая память Настоящему Учителю

Иван манычский
Гость
10 янв. 2021 г., 21:44

Боюсь что разрушители добились столь высокого успеха , что В.Ф. Шаталов уже не поможет! По опыту работы в высшей школе- сделаю такой вывод.

Федюнина Лидия Михайловна
Гость
12 янв. 2021 г., 11:24

Спасибо, Виктор Федорович. Преподавала физику по вашей методике. Работать было легко, ученикам было комфортно. Думаю, что Ваше дело всегда будут продолжать Ваши последователи, в любые времена.

Татьяна
Гость
25 янв. 2021 г., 14:36

Замечательная методика! Использовала в 90-е на уроках русского языка.

Тамара
Гость
25 янв. 2021 г., 23:38

Была на курсах Шаталова в 1991 г. Работала по его методике очень долго. Нравилось всем и детям,и мне, и родителям,но не начальству.Сейчас я на пенсии,репетитор по математике,применяю его идеи в полной мере.Спасибо ему огромное.Очень хочется чтобы его методикой овладели как можно больше учителей.В этом случае никаких егэ не надо.

Елена
Гость
6 февр. 2021 г., 3:42

Почему такая методика не прижилась в школах. Я когда узнало ней, очень хотела использовать, но меня быстро успокоили наши методисты объяснив, что Шаталов обладал гипнозом, поэтому все у него получалось. А сейчас так элементы некоторые использую.

Александр
Гость
16 февр. 2021 г., 16:16

Работал по его методике с большим удовольствием. Польза несомненная. Первыми завозмущались отдельные родители: "Дети ничем почти не занимаются, только русский для них - главный предмет"

Наталья Герасимова
Гость
21 февр. 2021 г., 16:29

С уважением отношусь к Шаталову и его методике. Но вырванные из контекста высказывания о том, что не бывает необучаемых, тоже далеки от реального положения дел. Такое впечатление, что высококлассный педагог способен уподобиться богу — научить любого ребёнка, переступившего порог школы. А то, что причин неуспешности школьника гораздо больше, чем отставание по предмету и страх плохой оценки, об этом умалчивается. Вот пример. Врачи (неврологи, психиатры) снимают с домашнего обучения, потому что ребёнок окончил начальную школу или его диагноз исключили из списка, а не потому что поправилось его здоровье. Коррекционная педагогика почти так же разрушена, как и традиционная. Только требования к обычному учителю всё растут и растут.

м
Гость
24 февр. 2021 г., 0:34

Как будет работать школа Шаталова, если ученик "посылает" учителя на уроке?

Ольга
Гость
25 февр. 2021 г., 4:01

Жаль, что мою дочь поздно учить. Ей 12 и она не хочет учиться. У неё конфликт с учителями. Из школы приходит в слезах

nennat
Гость
19 июл. 2023 г., 22:47

Сибирь. Томск, 1981 год. Нам было по 14, 15 лет когда в школе появился учительфизики. 2 года до окончания. А у предыдущего года - 1 год. И поступать в ВУЗы и техникумы собирались многие.
До этого физика практически не преподавалась, так местами и немного... Репетиторов, как таковых не было. Физику выучили все. Без репетиторов и дополнительных занятий. Более того в конце каждого полугодия у нас оставались "ненужные часы, так как материал был усвоен. Сидели, играли - из какого-нибудь большого слова составляли другие - кто больше.
Здесь в комментариях много "не того" написано.
1. В советское время не поощрялось преподавание по шаталовской методике, многих устраивали стандартные методики. Шаталовский метод далеко не в каждой школе позволяли вести.
2. 12 лет - совсем не поздно. мы начали позже.
3. не знаю обладал ли Шаталов гипнозом, но полагаю дело не в гипнозе. У учителей-то не было. У нашего физика точно не было.
Вообще-то, методика - ИЗУМИТЕЛЬНАЯ!!!!
А советская школа была лучше не из-за Шаталова, о котором мало кто знал, а из-за того, что не использовался подход Эльконина-Давыдова.

Оставить свой комментарий

Ваш город: