Ваш город:

Реформа высшего образования – дипломная работа в виде стартапа

14 сент. 2020 г.
1
1987

Сегодня мы постараемся подробно рассказать о пилотном проекте «Стартап – как диплом», а также о преимуществах выпускников, принимающих участие в альтернативной аттестации.

Реформа высшего образования – дипломная работа в виде стартапа

Мир меняется на глазах, и сегодняшним выпускникам ВУЗов приходится всерьез задумываться о карьерных перспективах уже со студенческой скамьи. При этом многие из них понимают, что диплом и знания – это, конечно же, хорошо, но гораздо лучше, если появится возможность их материализовать. То есть, наглядно продемонстрировать потенциальному работодателю свое креативное мышление и организаторские способности в конкретном и востребованном проекте.

К счастью, желания выпускников совпали с планами специалистов в области развития российского высшего образования. Благодаря внедрению нового пилотного проекта «Стартап – как диплом», выпускники отечественных ВУЗов смогут не только реализовать свои идеи, но и не выглядеть в глазах потенциального работодателя «зеленым» новичком, которого нужно обучать практическим «азам».

Отметим, что «Стартап – как диплом» – это составная часть проекта «Цифровая экономика в РФ», разработанного для поддержки талантливой молодежи, направленная на активное развитие высшего образования в ближайшие годы. Стартапы, несомненно, полезны не только молодым специалистам, но и для развития экономики в любой сфере, а также для поднятия престижа учебного заведения, которое выпускает уже готовых специалистов, с воплощенными идеями.

Как утверждают специалисты, ВУЗ – это идеальное место для создания стартапа. Именно на базе высшего учебного заведения на протяжении нескольких лет тесно взаимодействует много умных людей, которые буквально фонтанируют новыми идеями: это и сами студенты, и умудренные опытом преподаватели, и молодые, но уже добившиеся успеха ученые. Такая среда, а также постоянный доступ к интеллектуальным ресурсам ВУЗа, позволяет экспериментировать и исследовать новые технологии. И это не пустые слова. Многие крупные компании зародились именно в стенах ВУЗов: например, Facebook и Microsoft, ABBYY и Timepad.

В чем заключается суть стартапа?

В отличие от традиционной дипломной работы, в которой рассматриваются преимущественно теоретические аспекты изучаемой темы, стартап – это по сути уже готовый бизнес-проект.

Стартап (startup – стартующий) – направление бизнеса, основанное на реализации принципиально новой и востребованной идеи (чаще всего в его основе лежат технологические ноу-хау). Естественно, конечной целью любого стартапа является получение прибыли. Однако при этом важно чтобы стартап был не просто единоразово прибыльным, но и:

  • масштабируемым – имел перспективы дальнейшего развития и роста;
  • воспроизводимым – позволял не единожды продать полученное решение.

Наиболее смелые и перспективные разработки талантливых выпускников (после представления их аттестационной комиссии) не «пылятся на полке», как дипломные работы, а становятся продолжением независимой (предпринимательской) деятельности в будущем, с наращиванием собственного капитала, практического и научного опыта.

Для продвижения собственной идеи студенту необходимо собрать и организовать сплоченную команду единомышленников и управлять ее работой. Причем в одной команде могут работать студенты самых разных направлений: менеджеры, биологи, программисты, социологи и т.д. Приступая к практической части, начинающий специалист должен самостоятельно найти инвесторов и заинтересовать их, убедив не только в научной и технологической полезности разработки, но и в материальной выгоде от вложений. Естественно, чтобы доводы и аргументы выпускника звучали убедительно, ему необходимо провести серьезные экономические расчеты.

То есть, помимо теоретических знаний по основной специализации, будущий специалист демонстрирует экзаменационной комиссии знания прикладных дисциплин и организационные навыки – все, что может пригодиться в работе с первых дней трудовой деятельности. Такая увлеченность вряд ли позволит отказаться от выбранной профессии по окончании ВУЗа, потому что знания уже в процессе учебы «работают» на построение перспективы и получение первых доходов.

В ходе подготовки стартап-проекта у студента есть возможность лично убедиться в его востребованности. А во время защиты, на которой присутствуют представители бизнеса, увеличить шансы на продвижение и реализацию своей идеи, или усилить собственные позиции на рынке труда.

Кроме того, участие в программе "Стартап как диплом" позволит выпускнику ВУЗа:

  • "прокачать" свои soft и hard skills;
  • получить свой первый доход от продажи созданного им продукта;
  • сформировать портфолио;
  • получить профессиональные компетенции.

Термин "стартап" впервые был использован в 1976 году в публикации журнала Forbes. Однако закрепился в языке и получил широкое распространение он только в 1990 годы, когда возникли экономические пузыри доткомов.

Как реализуется внедрение стартапов в систему высшего образования?

На данный момент, внедрение новой практики – защиты бизнес-проектов, как выпускных квалификационных работ, находится на стадии апробации. В этом году в пилотном проекте примут участие 10 ВУЗов, в 2021 году – сразу 30 технологических ВУЗов, так как проект нацелен преимущественно на обеспечение кадрами цифровых отраслей экономики.

Министерством науки и высшего образования в рамках проекта объявлен тендер по подготовке программ сопровождения для высших учебных заведений, а также курсов подготовки преподавателей. Победитель тендера пока не объявлен, но по итогам, которые были подведены 7 мая нынешнего года, он получит из федерального бюджета 105 млн. рублей на реализацию проекта.

Первый стартап был реализован в 2017 г. Дальневосточным Федеральным университетом, где выпускнику удалось привлечь для реализации проекта в области медицины 10 млн. рублей. Обязательное условие для участников программы – соответствие изучаемой специальности занимаемому месту в команде. В будущем, по мере развития квалификационных стартапов, планируется вовлечение в работу и ВУЗов гуманитарного направления.

Эксперты, обсуждавшие внедрение нового формата выпускных квалификационных работ в декабре 2019 года, пришли к единодушному мнению, что в условиях цифровизации экономики необходимо формирование у студентов гибкого предпринимательского подхода к обучению. Организаторы мероприятия – ДВФУ и ИТМО, ставшие «пионерами» стартапов, поделились своим опытом и обсудили методические рекомендации, в частности:

  • Основные положения;
  • Регламент защиты стартапов, как дипломных работ, и необходимую документацию;
  • Возможность ведения учета студенческих работ, которые не должны затеряться в общем потоке, особенно, если представляют научную и технологическую ценность, но их реализация по каким-либо причинам отложена;
  • Критерии отбора студенческих работ;
  • Порядок защиты стартапа;
  • Вопросы, связанные с коммерческой тайной бизнес-проектов, вынесенных на защиту.

Стратегия нового формата может быть интересна представителям бизнеса, которым необходимы квалифицированные кадры. Также в подобном формате дипломных работ заинтересованы НИИ, если речь идет о реализации более глобальных научно-исследовательских проектов, требующих значительных вложений и пристального внимания государства – среди молодежи немало талантов, которым нужно помочь раскрыться.

Проблемы нового формата дипломных работ

Специалисты отмечают, что внедрение нового формата дипломных работ - это не только преимущества, но и возникновение целого ряда проблем, среди которых можно выделить:

  • формальные соответствия нормативным документам и ФГОС – жесткие требования к дипломной работе на уровне факультета/направления могут стать причиной того, что студенты придется защищаться дважды: с "формальной работой" и со стартапом;
  • отсутствие теоретической и инструментальной базы в подавляющем большинстве российских ВУЗов;
  • низкая популяризация программы "Стартап как диплом" как среди студентов, так и среди преподавателей.

Истоки возникновения программы "Стартап как диплом"

Первым в России университетом, который начал практиковать защиту дипломов в виде стартапов, стал ДВФУ. В 2017 году на базе этого ВУЗа выпускник Школы экономики и менеджмента защитил первый диплом-стартап – его медицинский проект привлек инвестиции на сумму 10 млн рублей. Запустить в 2017 такую инициативу пытались и в РАНХи ГС, однако "Положение о ВКР в формате стартапа" в этом институте появилось только в 2019 году.

В 2019 году в качестве итоговой квалификационной работы в ДВФУ засчитано уже семь стартапов: четыре проекта представили выпускники Инженерной школы, два проекта – студенты Школы естественных наук, один проект – учащийся Кафедры экономики предприятия. В РАНХиГС защищать свои проекты вышли 14 студентов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
529
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1119
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2163
Комментарии
Сергей
Гость
18 сент. 2020 г., 11:21

Поддержка талантливой, а не "приближенной" молодежи, это очень хорошее дело. Но проблема состоит в том, что слишком многое у нас со временем так извращается, что талантливыми являются только избранные. Многие конкурсы этому доказательство. Но надежда умирает последней. Будем надеяться на лучшее. А талантливых студентов у нас много, надо только справедливо их поддерживать.

Оставить свой комментарий

Ваш город: