Взрослые люди часто сетуют: мол «О времена! О нравы!», или «молодежь-то нынче стала…» А ведь если научиться управлять неуемной энергией детей, заинтересовать, увлечь их интересным делом, то ребята, наверняка, перестанут «зависать» в интернете, теряя осанку и зрение за играми, мягко говоря, несущими сомнительную смысловую и воспитательную нагрузку. Не станут они, от скуки, разрушать детские качели во дворах и исписывать стены подъездов или придумывать другие экстремальные развлечения.

Дети способны совершать гениальные открытия. Пытливый ум, воображение, отсутствие устойчивых стереотипов, свойственных взрослым, руководят юными изобретателями, помогая им создавать из «ничего» фантастические машины и технологии. Задача взрослых – всего лишь не мешать и создать необходимые условия для технического творчества ребят.
Идеальные условия для реализации творческих порывов предоставляет некоммерческий проект Rukami – один из ресурсов для юных изобретателей, созданный при поддержке АО «Российская венчурная компания» и Агентства стратегических инициатив.
Цели, задачи, содержание проекта Rukami
Чтобы энтузиазм не угасал, его необходимо подпитывать в среде единомышленников. Создание сообщества техников-энтузиастов, способных вдохновить новыми идеями технологический рынок, где трудятся взрослые, испытывающие определенные проблемы с фантазией и вдохновением – основная цель проекта.
Помимо этого, в рамках данного проекта решается серьезная воспитательная и образовательная задача: участие в кружковом движении намного интереснее, чем ничегонеделание во дворах и подъездах, а живое общение со сверстниками и руководителями кружков развивает мыслительную деятельность, коммуникативные навыки, решает многие дидактические задачи.

В атмосфере взаимопонимания, ощущения собственной значимости и полезности для общества юным изобретателям не скучно. Насыщенность каждого занятия в кружках такова, что едва ли найдется свободная минута:
- Региональные мероприятия – участие в городских фестивалях, где ребята демонстрируют свои таланты экспертной комиссии и сверстникам из других коллективов;
- Обмен опытом – программа, обеспечивающая развитие бизнес-компетенций: менеджмент, проектная деятельность, обучение маркетинговой стратегии, работа с нормативной документацией;
- Популяризация – вовлечение новых технических энтузиастов с помощью освоенных навыков мейкерства, организации информационных кампаний.
Rukami – перспективы для будущего
Проект «Фестиваль идей и технологий» утвержден в 2016 году Советом по модернизации экономики и инновационному развитию при Президенте РФ, как основной инструмент для реализации Кружкового движения. Времена, когда школьные кружки были заботой только педагогов-энтузиастов, остались далеко в прошлом. Сегодня детское творчество – одно из основных направлений развития экономики и забота государства. Такой уровень значимости для юных изобретателей – признание взрослыми их равноправия и самостоятельности. Проект позволяет детям ощутить себя таковыми и даже почувствовать причастность к построению будущего своей страны.
Участвуя в технических кружках, талантливые ребята имеют шансы «засветиться» в одном из конкурсов. Ведь партнеры проекта – технические ВУЗы, и их представители, кроме участия в жюри, присматривают таланты, которым дарят шанс поступить на бюджет по интересующему направлению. Согласитесь, это неплохой и перспективный вклад в собственное образование.
Кружковцы в приемных комиссиях ВУЗов-партнеров чувствуют себя «своими людьми». У победителей и призеров профильных олимпиад НТИ (Национальная технологическая инициатива), вошедших в перечень РСОШ есть два серьезных преимущества на выбор: либо зачисление без вступительных экзаменов, либо 100 балов по одному профильному предмету.
Участники конкурса «Талант 20.35», проводимого в рамках проекта Rukami получат, вместе с дипломом победителя и призера, 10 баллов при поступлении. В списке ВУЗов, принимающих бонусные баллы юных изобретателей, 48 университетов России – в том числе те, куда попасть мечтает каждый выпускник.

Выбирать можно любое направление – по способностям, по призванию. Возможностям профессионального роста, которые предоставляет НТИ, поистине нет предела. Четкая структура, поэтапный план реализации, вовлечение в работу партнеров, работающих в разных технологических направлениях, не оставят равнодушными ребят, и каждый выберет дело по душе, в таких сферах, как:
- Аэронет, где будущие профессионалы могут совместить свои изобретательские таланты с изучением географии, геодезии, агрономии, логистики, связи, службой МЧС, авиации, развитии наземной инфраструктуры и других сегментах, где ждут их новые идеи;
- Автонет;
- Маринет;
- Нейронет;
- Хелснет;
- Фуднет;
- Энерджинет;
- Технет;
- Сейфнет;
- Инфраструктурные центры НТИ;
- Бизнес;
- Рабочие законодательные группы.
Ни один проект юного дарования не останется незамеченным. Все меры государственной и финансовой поддержки закреплены и четко регламентированы на законодательном уровне. Каждая стадия, от инициирования до реализации и анализа успешности, гарантируют признание авторских прав, со всеми вытекающими последствиями.
С чего начать?
Проект Rukami, просуществовав 2 года, приобрел популярность настолько, что организаторы планируют уже в начале ноября 2020 года увеличить масштабы инновационной игры-фестиваля, объединив форматы онлайн, офф-лайн и очные игры.
Ознакомиться с правилами и присоединиться к кружковому движению Rukami можно в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Telegram.

Обновленные сайты – уникальное пространство для путешествия в мир идей и технологий. Виртуальные гости смогут посетить мастер-классы, баттлы известных спикеров, обучающие и бизнес-квесты, принять участие в интерактивных играх и т.д. Программа фестиваля составлена таким образом, чтобы охватить максимальное количество направлений. Очные игры-соревнования до конца 2020 года пройдут в городах:
- Москва;
- Абакан;
- Белгород;
- Великий Новгород;
- Екатеринбург;
- Казань;
- Комсомольск-на-Амуре;
- Красноярск;
- Курск;
- Петрозаводск;
- Тамбов;
- Челябинск.
Каждый из проектов Конкурса соответствует одной из тематик, которую выберет участник:
- BIO – идеи для био- и нейротехнологий, улучшения экосистемы, продолжительность жизни и здоровье человека;
- ART – объединение науки и искусства;
- TECH – совершенствование или создание новой индустрии: здесь ждут от участников изобретений в области робототехники, беспилотных аппаратов, энергетики, наноматериалов, технологий «Умный дом» и др.;
- FUN – изобретения в области виртуальной и смешанной реальности, онлайн-обучения, коммуникаций, моды, дизайна и т. д.
Расширение формата нацелено на популяризацию и максимальное привлечение детей и молодежи. Страна нуждается в новых именах, которые ее прославят и поднимут на новые высоты.