Ваш город:

В каком возрасте нужно начинать развивать навыки soft skills?

21 апр. 2020 г.
0
800

«Нежный возраст» проходит быстро, особенно в наше время, когда потоки информации обрушиваются на малышей буквально с рождения. Поэтому вполне понятны чувства и желания родителей, которые хотят продлить счастливое и беззаботное время: мол, успеет еще – пойдет в школу и закончатся «золотые денечки».

В каком возрасте нужно начинать развивать навыки soft skills?

Часто обучение и воспитание дошкольника в семье носит бессистемный характер. То есть, родители понимают, что ребенка нужно учить, развивать, готовить к самостоятельной жизни, но делается это с опорой на смутные воспоминания из собственного детства. В результате, ребенка обучают элементарным бытовым навыкам, уже чаще, чем раньше – чтению, письму и счету, а некоторые родители успевают до школы выучить с малышом 2-3 сотни английских слов. Но даже при таком ответственном отношении к раннему развитию, родители совершают ошибки.

Постараемся восполнить пробелы, и расскажем, когда и как необходимо развивать ребенка. А также затронем вопрос о том, когда необходимо начинать развивать навыки soft skills.

Первый шаг на пути к развитию ребенка: когда начинать?

Ребенок от рождения до 7 лет усваивает больше половины знаний, которыми человек овладевает в течение всей жизни. Это не значит, что нужно часами что-то объяснять ребенку и заставлять его внимательно слушать, давать задания и ставить оценки за их выполнение. Вовсе не обязательно нанимать репетиторов или отдавать малыша в школу раннего развития.

Главная трудность заключается в том, что подавляющее большинство родителей не справляются со своими инстинктами и не готовы серьезно относиться к своему младенцу, как к равноправному члену семьи и как к личности. В ожидании его рождения взрослые запасаются игрушками, одеждой и прочим «приданным» для малыша. Но редко кто из членов семьи задумывается всерьез о том, что, кроме игрушек, нужно ребенку, как подготовиться к его появлению, чтобы не только кормить и одевать, но и правильно развивать.

Если сформулировать кратко, с какого возраста начинать развитие ребенка, то правильный ответ будет таким: родители должны со всей ответственностью заняться самоподготовкой к появлению нового члена семьи задолго до его рождения.

Формируем характер и самодисциплину с первых дней жизни

Взрослые чаще всего считают, что младенец еще ничего не понимает, а потому рано думать о его воспитании и учебе. А малыш в это время уже познает мир и знакомится со своей родней. В первые месяцы жизни он учится различать голоса и звуки, запоминает предметы, наблюдает за эмоциями тех, кто его окружает.

Невольно вспоминается, в качестве примера, любимый мультфильм всех времен и народов: «Придет время, и он еще оттаскает тебя за усы» - произнесла мудрая пантера Багира, наблюдая, как Маугли резвится с волчатами. Все ощущения первого года жизни ребенка уже запечатлены на уровне подсознания, в долгосрочной памяти. Это – о приобретенных рефлексах, которые срабатывают на уровне инстинктов, при отсутствии жизненного опыта, логики и самооценки у малышей.

Еще примеры, для наглядности и лучшего понимания:

Взрослые мечтают о выходном, чтобы дольше поспать, посидеть у телевизора в пижаме, позволить себе то, чего обычно не делают в рабочие будни.

Расслабиться, конечно, можно. Но это не должно становиться системой на глазах у ребенка, чтобы он не воспринял нарушение режима как норму. Иначе очень скоро придется безрезультатно призывать его к порядку. Лучший аргумент в воспитании малыша – личный пример. А если, все же, необходимо выспаться, чтобы снять усталость после напряженной трудовой недели, то ребенку обязательно нужно объяснить, почему случаются исключения из правил.

Кто-то из взрослых, находясь в хорошем расположении духа, проходя мимо малыша, жующего кашу (играющего и т.д.), просто захотел взять его на руки, поцеловать, выразить эмоции…

Знакомая ситуация? В этот момент желательно представить, что за столом или за игрой сидит взрослый человек, и как он отнесется к внезапному порыву, пусть даже самых положительных эмоций. Справляться с неуместными проявлениями чувств к ребенку легко, если представлять себя на его месте.

Малыш, в ответ на свое «почему?» слышит: «Не мешай, я занят(а)», «ты не поймешь, потому что маленький»; вопрос «когда?» так же упирается во взрослый «панцирь превосходства» - «когда у пруда без труда зацветет резеда», или что-то похожее.

Никому не приходит в голову отвечать подобным образом взрослому человеку, потому что это – неуважение. Тогда почему столь непозволительное поведение допускается в отношениях с детьми? Потому что ребенок беззащитен и зависим от взрослых?

Ну, «что посеешь, то и пожнешь», как говорится.

В семье появился ребенок, и это значит, что взрослые отныне и навсегда обязаны следить за своими словами, жестами, мимикой, за каждым действием и поступком. Все качества, которые родители хотят увидеть в ребенке в будущем, должны стать для него наглядным примером, которому он будет вначале подражать, чтобы казаться взрослым и равноправным, а, когда вырастет, все перейдет в привычку.

Определенная модель поведения может сформироваться даже в грудном возрасте. Родители должны неукоснительно придерживаться режима сна, прогулок, игр, кормления. Ребенок привыкнет и не будет капризничать, а положительный настрой – залог успешного развития, потому что занятия эффективны только в спокойной и доброжелательной семейной атмосфере.

Кроме правил внутрисемейного распорядка, важно приучить ребенка к аккуратности – если вещи всегда лежат на своих местах, у ребенка быстро разовьется механическая память, он научится ориентироваться в пространстве и находить нужные предметы.

Важное правило: с ребенком обязательно нужно разговаривать даже тогда, когда он говорить пока не научился. Взрослые должны проговаривать каждое действие малыша или свое, чтобы ускорить развитие речи и увеличить лексический запас на самом раннем этапе развития. При этом необходимо объяснять, для чего совершается то или другое действие, например, надо одеться, потому что на улице холодно и т.п. Пассивное запоминание логических взаимосвязей вскоре принесет плоды.

Ребенок приходит в школу с тем багажом опыта, который он получил в семье, и, по сути, педагогам приходится работать над коррекцией поведения, что существенно тормозит процесс развития и обучения. К тому же, «работа над ошибками родителей» болезненна для ребенка и приводит к неизбежным стрессам, последствия которых трудно предсказать.

Почему важны развивающие занятия дома в раннем возрасте?

В 2,5-3 года малыши, как правило, уже владеют солидным запасом слов, умеют выстраивать логические связи между предметами и действиями, ориентируются в пространстве и некоторых временных промежутках (день –ночь, зима – лето и т.д.). У ребенка, растущего в атмосфере не просто любви, но и уважения его, как личности, расширение круга общения не вызовет затруднений. Теперь пора задуматься о развитии soft skill – коммуникативных способностей.

Уточним: soft skills – умение работать в команде, а значит – выстраивать взаимоотношения с каждым членом коллектива. Без определенного лексического запаса, личного опыта общения, приобретенного в семье до того, как ребенок попадет в свой первый коллектив, с этой задачей справиться сложно. А большинство детей в возрасте 3 лет начинают посещать детский сад, с тем багажом знаний и навыков, который был приобретен в семье.

Детям, которые в семье воспитывались в атмосфере внимания, доброжелательности и уважения (в отсутствие авторитарного давления взрослых), чья речь достаточно развита для общения со своими сверстниками, очень легко входить в новый коллектив, непривычную обстановку. У малыша, которого привели в детский сад, чтобы его воспитывали и развивали профессионально подготовленные люди, меньше шансов на успех: первый час пребывания в незнакомом окружении, без присутствия кого-то из близких людей, станет для ребенка стрессом, который, вполне возможно, окажет влияние на установления контактов в будущей жизни и в профессиональной сфере.

То есть, даже в ясельную группу обычного дошкольного заведения нужно приводить ребенка подготовленным, что даст возможность воспитателям развивать личность, а не начинать «с нуля» или заниматься коррекцией поведения.

Важно понимать, что профессиональным знаниям можно обучить, и это сделать легче, если сформировать навыки soft skills в самом раннем возрасте. От того, какие нематериальные ценности были вложены родителями в малыша, с момента его рождения, зависят его гармоничные отношения с друзьями, новой семьей, которую он создаст, когда повзрослеет, и отношение к своим родителям, достигшим преклонного возраста.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
719
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1269
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2351
Оставить свой комментарий

Ваш город: