Ваш город:

Методика Скребцовой-Лопатиной "Добрые сказки"

1 апр. 2020 г.
0
2156

У каждого человека в воспоминаниях о детстве хранится первая любимая сказка. Именно с нее начинается наше познание окружающего мира, даже если, на первый взгляд, кажется, что волшебная история, рассказанная бабушкой, мамой или кем-то из близких людей, не несет никакой воспитательной или познавательной нагрузки.

Методика Скребцовой-Лопатиной "Добрые сказки"

Сегодня, в эпоху цифровизации и рационального восприятия окружающей действительности, старые добрые сказки приобрели особое значение. Они являются практически единственным источником, благодаря которому малыши имеют возможность получить «духовную пищу» для развития первичных представлений о жизни: о добре и зле, красоте, любви и гармонии человеческих отношений. Поэтому методики раннего развития, основанные на обращении к устному народному творчеству, заслуживают особого внимания.

Одной из таких методик является система Скребцовой-Лопатиной "Добрые сказки", которая учит родителей, как рассказывать старые сказки по-новому.

Несколько слов об авторах методики

Александра Александровна Лопатина – опытный преподаватель художественной культуры народов мира и истории религии. К большому сожалению, биографические сведения об этом авторе методики раннего развития детей на основе мирового фольклора очень скудные. Известно только, что она родилась в 1951 году, и практически с самого детства придумывала разные истории и сказки, многие из которых используются в методике "Добрые сказки". Публиковаться А.А.Лопатина начала в 1995 году, и за все это время из-под ее "пера" вышло более 80 детских книг и больше 3 тысяч сказок. Кстати, дата рождения Александры Александровны говорит о том, что она принадлежит к поколению, воспитанному на идеях гуманизма.

Соавтор методики Мария Скребцова, педагог, переводчик и специалист по романо-германской филологии, также не распространяется о своих биографических данных. Известно, что она родилась в 1968 г., и, следовательно, становление ее как личности прошло в ту же эпоху. Кроме того, она известна не только как автор детских книг и стихов, но и как художник, музыкант и композитор.

Можно смело утверждать, что соавторы методики – люди, близкие по духу, что плодотворно сказалось на основной идее созданной ими методики.

Справедливости ради надо отметить, что сама идея использования народных сказок в методике раннего развития детей не нова. К устному народному творчеству, как к самому благодатному материалу, обращались и продолжают его использование в методических разработках многие методисты и детские писатели. Поэтому в этом нет никакого новаторства Скребцовой – Лопатиной.

Уникальность данной методики заключается в использовании неизвестных широкому кругу сказок народов мира, благодаря чему с ранних лет у детей формируется познавательный интерес, расширяется пространство для узнавания и знакомства с неизведанным, находящимся далеко за пределами видимости. Такое стирание границ между культурами разных народов благотворно сказывается на развитии воображения, формировании уважения и понимания к другим культурам.

Скорее всего, использование творчества народов мира – дань авторов методики их профессиональной специализации, тому, что им хорошо знакомо.

Особенности методики "Добрые сказки"

Структура занятий по методике Сребцовой – Лопатиной мало чем отличается от классических методов и форм раннего развития детей, принятых в педагогике. Авторы лишь систематизировали тематику занятий, объединив сказки в группы:

  • По этике;
  • Чтению, письму, развитию речи, математике;
  • Знакомству с окружающим миром (природоведению);
  • ИЗО, музыке;
  • ЗОЖ;
  • Профессиональной ориентации.

Тематическое разделение сказок по предметам очень удобно в работе с младшими школьниками – учитель сможет легко подобрать нужную сказку к любому предмету. Ведь, воспитание сказкой предлагается авторами для детей от ясельного возраста до младших школьников, в зависимости от сложности восприятия текста произведения. Конечно же, использование сказок на занятиях в младшей школе, возможно, не совсем соответствует современному духу рационализма и логики при изучении начальных представлений о робототехнике, но в качестве приемов для активизации внимания народное творчество будет полезно.

Как показала практика, наибольшую пользу чтение сказок несет на занятиях по развитию речи и этике, где необходимо вовлечение ребенка в процесс осмысления и обсуждения прочитанного материала.

Сказки могут быть использованы в работе с детьми во вспомогательном обучении. Малыши с удовольствием принимают участие в обсуждении услышанного или прочитанного, благодаря чему разрушаются психологические барьеры у детей, которые по разным причинам неохотно идут на контакт и чувствуют скованность в коллективе.

Чтение сказок для ребенка – не учебное занятие со строгими рамками, а возможность для раскрепощения и самовыражения, непринужденного общения и осмысления прочитанного. Чаще всего такие занятия ребенок воспринимает как неформальное общение, которое подсознательно ассоциируется у него с общением в кругу семьи, где он ощущает уют, тепло и защищенность.

Как проходят занятия по методике Скребцовой-Лопатиной?

Методика Скребцовой-Лопатиной – это больше 5000 сказок и стихов, из более чем 100 стран мира. Занятия со сказкой можно проводить с группой и индивидуально.

Обязательная часть занятий – обсуждение прочитанного. При этом нужно "подвести" детей к тому, чтобы они рассказали о сюжетах из жизни, таких же, как в сказке – провести аналогии, сравнить, сделать собственные выводы. Дальше можно им предложить нарисовать сказочных героев, раскрасить готовые картинки-шаблоны, вылепить персонажей. Ребята могут немного пофантазировать: представить себя на месте одного из героев сказки и поступить так, как они считают нужным.

Дети с удовольствием примут участие в инсценировке понравившегося сюжета, но здесь понадобится помощь родителей: костюмированное представление оставит неизгладимое впечатление, станет ярким, незабываемым впечатлением детства и лучшим уроком, который запомнится на всю жизнь.

Недостатки методики "Добрые сказки"

Обзор отзывов родителей, оставленных на сайтах, где были приобретены детские книжки Скребцовой-Лопатиной, красноречиво указывает на существенные недостатки данной методики:

  • Сложность стиля, не соответствующего возрастным категориям детей, для которых авторы рекомендуют те или иные произведения;
  • Некоторое однообразие иллюстративного материала, к которому дети быстро теряют интерес.

Замечания родителей можно отчасти отнести к отсутствию у них педагогического опыта и умения правильно подобрать материал для своего ребенка. Но правда и то, что авторы методики, несмотря на огромную проделанную работу по систематизации фольклора, все же не учли или недостаточно уделили внимание возрастным особенностям развития. Это не удивительно, учитывая отсутствие у них специальной подготовки – знаний иностранной филологии и мировой культуры для создания методики развития самых маленьких явно маловато. Возможно, авторам стоит привлечь в команду специалистов по возрастной психологии и педагогике, а также уделить внимание не количеству тиража, а еще раз проработать содержание имеющегося материала.

Источники изображений: dobrieskazki.ru, detki.guru, stopkarma.ru, io.nios.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
524
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1107
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2160
Оставить свой комментарий

Ваш город: