Ваш город:

Экстернат: что, зачем, как, когда и где ...

28 мар. 2020 г.
0
952

Советский экстернат, просуществовавший с 1935 года, имел ряд серьезных ограничений, не считая полного отсутствия интернет-коммуникаций и других технических возможностей того периода. В требованиях советской системы школьного образования превалировала форма классно-урочных занятий.

Экстернат: что, зачем, как, когда и где ...

Экстернат рассматривался как исключительная мера: длительная болезнь ребенка, частая смена места жительства по роду работы или службы родителей (дальний гарнизон, метеостанция, гастроли в разных городах и т.п.). Также экстернат достаточно часто применялся как вариант обучения одаренных детей.

Вопрос о переводе на экстернат, как правило, обсуждался с родителями, у которых возникали подобные обстоятельства. Основная же масса семей оставалась в неведении или имела очень отдаленное представление о дополнительных возможностях обучения в школе в виде построения занятий по индивидуальной образовательной траектории.

Современные технические возможности, как и прагматизм нового поколения, оживили интерес к экстернатуре. Попробуем осветить наиболее популярные и интересные вопросы об экстернате, но для начала дадим определение этой формы обучения.

Экстернат (от латинского externus — посторонний) – форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение образовательной программы по индивидуальному графику (без посещения школы/университета) с обязательной промежуточной и итоговой аттестацией в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию.

Кто имеет право перейти на экстернат: правовые аспекты

С 2012 года об экстернате заговорили в связи с принятием нового «Закона об образовании», в котором прописаны нормы семейного обучения (для учеников 1-9 классов) и самообразования (для старшеклассников). Закон урегулировал гарантии на обязательное среднее образование и индивидуальный подход в обучении.

Ограничений в выборе форм получения образования нет: учиться можно как в образовательном учреждении (очно, очно-заочно и заочно), так и вне школы (семейное обучение и самообразование). Закон допускает выбор формы обучения для каждого ребенка, и причиной для перехода на экстернат могут быть не только проблемы со здоровьем или занятость одаренных детей в специализированных школах, но и, например, сложные отношения с учителем или учениками в классе, индивидуальные психологические особенности ребенка.

Но не стоит забывать, что при любой форме обучения экстерны обязаны сдавать промежуточные и итоговые аттестации. При этому ученику предоставляется право выбора школы, где он будет сдавать экзамены: при переходе на экстернат нужно написать заявление в произвольной форме, согласно правилам делооборота. В заявлении должна быть указана школа для прохождения аттестаций (при желании ее можно сменить, уведомив об этом). В заявлении также желательно сослаться на действующий закон, чтобы заранее устранить возможные бюрократические препятствия.

Поблизости к дому может не оказаться школ, имеющих соответствующую аккредитацию, и поэтому придется поискать нужное учебное заведение, для прохождения аттестаций. Экстерны получают документ об образовании, который ничем не отличается по форме от обычного аттестата.

Школьный экстернат: «за» и «против»

Как правило, решение о переходе на экстернат принимают родители. В особенности, если речь идет об обучении ребенка младшего и среднего школьного возраста. Ведь, приключения маленького героя комедии «Один дома» выглядят забавно только с экрана телевизора, и никто из родителей не захочет такое пережить в реальности. Старшеклассники могут принимать решение самостоятельно. Но в любом случае оно должно быть очень взвешенным. Поэтому необходимо серьезно отнестись не только к выбору формы обучения, но и к психологическим аспектам семейного обучения и самообразования.

При переводе ребенка на экстернат родители ребенка должны объективно проанализировать все возможные ситуации и их последствия.

Преимущества заочного школьного обучения

  • Экономия времени: нет необходимости в обязательном и ежедневном посещении уроков;
  • Время для занятий можно подбирать произвольно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, состоянием здоровья, графиком посещения специализированных школ;
  • Подбор индивидуальной программы в соответствии с интересами и уровнем подготовки ребенка, но с учетом базовых знаний, для сдачи промежуточных аттестаций и итоговых экзаменов;
  • Возможны индивидуальные занятия с репетиторами: в некоторых школах занятия с детьми-экстернами проводят преподаватели ВУЗов, что является неплохим шансом для будущего поступления и получения высшего образования;
  • По желанию ребенок может посещать практические и лабораторные занятия в школе, участвовать во внеурочных занятиях, конкурсах и олимпиадах, пользоваться учебниками и любой справочной литературой, имеющейся в школе.

У каждого преимущества существует «обратная сторона медали», о которой дети, ввиду отсутствия жизненного опыта, могут не догадываться. Поэтому ответственность за принятие решения о переводе ребенка на экстернат ложится, в первую очередь, на его родителей.

О недостатках экстерната

  • Младшие школьники, в любом случае, должны находиться дома под присмотром взрослых, а это автоматически означает, что один из взрослых членов семьи должен отказаться от амбициозных карьерных планов и обеспечивать необходимые условия для семейного обучения; при ежедневном посещении школьных занятий родители располагают свободным временем для реализации личных планов, пока ребенок находится под присмотром учителей;
  • Поддерживая самостоятельность и серьезные мотивации старшеклассников родители должны быть абсолютно уверены, что их благие намерения не окажутся, в итоге огромным разочарованием; не следует забывать о сложностях пубертатного периода в жизни подростков, который совпадает с периодом обучения в старших классах и часто становится причиной неконтролируемых эмоций и поступков, вызванных гормональными изменениями в организме подростка;
  • Дети-экстерны, конечно, могут посещать школьные праздники, чтобы иметь воспоминания о первом звонке и выпускном бале, но какими будут эти воспоминания, если ребенок во время этих редких посещений не успел построить личных отношений с одноклассниками? А ведь школьная дружба – самая крепкая, и она часто сохраняется на всю жизнь. Да и первые навыки социализации, приобретаемые в школьном коллективе, играют важную роль в жизни каждого человека, о чем не следует забывать: экстернат, в любом случае – частичная социальная изоляция.

Если нет особо веских, безальтернативных причин для перевода ребенка на экстернат, то, в остальных случаях, этот вопрос лучше обсудить с психологом. К сожалению, люди, по-прежнему, не научились предвидеть на многие годы вперед, и об этом следует помнить, решая судьбу ребенка.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
734
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1278
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2371
Оставить свой комментарий

Ваш город: