Ваш город:

Что должен уметь учитель?

1 сент. 2019 г.
0
11746

Каждая встреча учителя с новыми учениками – экзамен для преподавателя и проверка его профессиональной зрелости. Ведь, ему предстоит вести к знаниям будущее страны, найти «заветный ключик» к каждому ученику.

Что должен уметь учитель?

Сегодня повсеместно отмечается всеобщее внимание к личной жизни педагогов – общество активно реагирует на персональные страницы учителей в соцсетях, их видеоролики, фотографии, публикации и комментарии. Интерес родителей и администрации школы к личности учителя вне рабочего времени не случаен. Это позволяет оценить его поведение с целью понять, насколько педагог готов к работе с детьми, и чему он будет учить школьников, кроме базовых предметов.

Ведь школьные годы – главный период в жизни каждого ребенка, поскольку именно в это время происходит взросление и формирование мировоззрения. Педагог, который встречает первоклассника на пороге школы, учит его не только читать, писать и считать, но и дружить, любить, мечтать, добиваться целей. То есть, фактически он открывает перед учеником школы все дороги во взрослую жизнь. Поэтому роль учителя в становление личности каждого члена общества невозможно переоценить.

Чем больше знаний и сил отдает учитель детям, тем заметнее прогресс во всех сферах жизнедеятельности человека. Но и каждый первоклассник – личность, со своим, пусть небольшим пока опытом общения и «домашними» представлениями об окружающем мире. И чтобы школьник услышал все, что ему говорит педагог, учителю нужно найти подход к каждому ребенку. Сделать это преподавателю помогают знания и навыки, о которых мы сегодня и поговорим.

Итак, какими компетенциями должен обладать современный педагог?

Создавать комфортную рабочую атмосферу урока

Каждый день, входя в класс, учитель не знает, как пройдет урок. Невозможно подготовиться ко всем непредвиденным ситуациям: один ученик не выучил урок, у другого – проблемы в семье, третий робеет, отвечая у доски и т.д. Сколько учеников – столько вариантов развития событий. Поскольку время урока слишком ограничено, у преподавателя есть всего несколько минут на то, чтобы сосредоточить внимание детей и заинтересовать их рабочим процессом.

Учитель должен владеть не только знанием предмета, методикой преподавания, но и быть идеальным психологом, чтобы безошибочно определять эмоциональную атмосферу на уроке. Он – режиссер и актер, который за считанные минуты может выйти за рамки написанного ранее «сценария» урока и экспромтом вести занятия, стремясь достичь поставленных целей незапланированными методами.

Естественно, в педагогических ВУЗах не учат актерскому мастерству и не развивают способность видеть, чем занимаются ученики, когда учитель пишет тему урока на доске, стоя спиной к классу. Эти таланты, необходимые для создания психологической атмосферы урока, педагогу приходится развивать самостоятельно, желательно – в кратчайшие сроки, или еще до начала обучения профессии.

Педагог должен проявлять изобретательность в организации образовательного пространства

Учитель обязан доступно излагать материал не только в классе, ученикам, сидящим за партой, но и, при необходимости, во время экскурсии на природу, в музей – везде и в любых условиях, где нет возможности использовать привычные инструменты.

Иногда неформальная обстановка и креативный подход учителя к организации учебного пространства дают больше шансов для достижения цели урока, чем классические формы подачи материала. Дополнительный эффект при таком подходе – установление межличностных отношений между учениками, и их доверительное отношение к учителю.

Стратегия планирования – обязательный навык для учителя

Поход на природу или в технопарк для проведения урока должен быть тщательно спланированным еще на этапе составления учебного плана. Подобные внеклассные формы уроков используют, как правило, для изучения новой темы – они позволяют расширить кругозор учеников и понять практическое значение изучаемого вопроса. Для закрепления полученных вне стен класса знаний рекомендуется проведение итогового занятия.

Чтобы заранее знать, будет ли интересна экскурсия абсолютно всем детям, или лучше, во избежание проблем, провести урок в классической форме, учитель должен обладать некоторым даром предвидения. Но даже урок за партой нужно построить таким образом, чтобы вовлечь в работу каждого ученика. Для этого учителю необходимы уже перечисленные навыки в пунктах 1 и 2, а также – личностные качества, о которых мы расскажем – в следующем пункте.

Ответственность, справедливость и самокритичность – основные инструменты учителя

В любой сфере специалист оценивает результаты своего труда и работает над ошибками, чтобы в будущем их устранить и добиться больших успехов. Учитель чаще всего не имеет возможности увидеть плоды своего труда, потому что он работает с душами и сознанием детей на отдаленную перспективу. Настоящий преподаватель должен, как никто, осознавать степень своей ответственности за дальнейшую судьбу каждого своего ученика, уметь критически анализировать каждое свое действие, чтобы избежать ошибок, которые он в будущем никогда не сможет исправить.

Учитель оценивает работу ученика. Это – один из самых сложных этапов в работе. Оценка любого вида работы – это и зримый результат усвоения материала, и тонкий психологический инструмент воздействия на ученика: поощрение «авансом», стимулирование внимания, наказание за нерадивость и т.д. Учитель ни на секунду не должен забывать, что несправедливая оценка, из-за упущенных скрытых и явных деталей, способна навсегда изменить судьбу ребенка, его отношение к себе и к окружающим. При этом не имеет значения, была ли оценка завышенной или заниженной.

Взаимоотношения с родителями, коллегами и руководством школы.

Будущий учитель, сидя на студенческой скамье, зачастую не задумывается, что находить «ключики взаимопонимания» ему придется не только с учениками, но и с его родителями, бабушками и дедушками, а также с коллегами по работе. К тому же в этом процессе существует определенный психологический барьер для самого учителя: возраст выпускника педагогического ВУЗа иногда существенно меньше, чем возраст родителей ученика, которых ему предстоит тоже учить и воспитывать, находить к ним правильный подход.

Здесь понадобится и невероятное чувство такта, понимание скрытых мотивов, умение анализировать каждую семейную ситуацию. При обсуждении острых проблем учитель должен проявлять сдержанность, не идти на поводу в случаях провокаций, отстаивать свои убеждения и всегда находить конструктивное решение. Учитель должен быть другом семьи, но, при этом, уметь «держать дистанцию».

Обсуждение общих и частных вопросов с коллегами и администрацией школы существенно приближают учителя к намеченным целям в воспитании и обучении своих подопечных.

Профессиональная этика учителя

Педагоги больше, чем представители других профессий (за исключением «звезд» кино и эстрады) ощущают на себе пристальные взгляды общественности. Стиль одежды, манеры поведения, речь, круг знакомых и близких не должны ставить под сомнение репутацию учителя. Эти правила давно регламентированы обществом, приняты, как аксиома, и распространяются на учителя даже за пределами школы.

Чтобы не прослыть среди учеников «синим чулком», или не получить какое-то другое неприятное прозвище, допустимо использование современного молодежного сленга, в виде цитат или с юмористическим оттенком. Сдержанное и уместное употребление таких приемов общения помогает в построении диалога с современными учениками. Но, одновременно, учитель должен продвигать свое видение речевых форм, прививать культуру речи и поведения ученикам.

Самообразование

«Крылатое» высказывание о том, что учитель остается учителем до тех пор, пока сам учится – не философия, а руководство к действию. Саморазвитие и постоянное повышение квалификации необходимо каждому учителю, чтобы быть в курсе последних достижений науки и техники, понимания психологии современных детей, знания их мира увлечений.

Педагог – «ведущий ребенка» - значение слова в Древней Греции, не теряющее актуальности и в наши дни. Учитель, чтобы вести, должен быть на шаг впереди учеников, всегда, пока остается в профессии.

Вместо заключения

Профессия учителя благородна и уважаема. Да, уровень зарплаты пока не демонстрирует степени уважения и значимости профессии, поэтому современных педагогов можно смело назвать альтруистами. Если человек не обладает всеми перечисленными качествами, то, вероятнее всего, ему стоит задуматься о более легкой профессии, не требующей полной самоотдачи.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
573
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
923
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1336
Оставить свой комментарий

Ваш город: