Ваш город:

Профориентация детей и молодежи набирает обороты

18 мар. 2019 г.
3
1087

Министр просвещения РФ Ольга Васильева считает, что реализация профориентационных мероприятий способствует укреплению позиций учреждений среднего профессионального образования на мировом рынке труда и содействует их развитию. Именно поэтому на всей территории нашей страны регулярно внедряются различные программы ранней профориентации, о которых мы сегодня и поговорим.

Профориентация детей и молодежи набирает обороты

За последние пять лет престиж среднего профессионального образования существенно вырос. Сейчас колледжи и техникумы выбирают до 60% старшеклассников, в то время как в 2013 в них поступали только 42% выпускников. Во многом это результат того, что Россия не только вошла в мировое движение WorldSkills, но и добилась ряда побед на чемпионате WorldSkills в 2017 и EuroSkills в 2018. Это продемонстрировало, что российское профессиональное образование вышло на качественно новый уровень и страна способна готовить специалистов, которые будут цениться на мировом рынке труда.

Чтобы молодые люди имели возможность как можно раньше и больше узнать о тех или иных профессиях, понять, действительно ли та или иная специальность им подходит, и в будущем получить помощь в трудоустройстве, на базе различных образовательных площадок реализуются программы ранней профориентации.

Основные программы ранней профориентации

Не так давно министр просвещения Ольга Васильева рассказала о том, что на данный момент на территории Российской Федерации открыто 89 технопарков «Кванториум» и множество других профориентационных проектов. Они позволяют детям среднего и старшего школьного возраста, а также студентам техникумов и колледжей соприкоснуться с высокими технологиями и понять, что представляют собой рабочие будни того или иного специалиста.

При этом госпожа Васильева подчеркнула, что внедрение современных образовательных программ и использование в процессе обучения новейшей техники способствует модернизации всей сферы среднего профессионального образования. Это позволяет надеяться на то, что в самом ближайшем будущем из стен российских техникумов и колледжей будут впускаться специалисты, которые будут востребованы не только на отечественном, но и на мировом рынке труда.

Итак, какие же программы ранней профориентации сегодня помогают современной молодежи определиться с будущей профессиональной деятельностью?

«Кванториум»

В детском технопарке «Кванториум» реализован ряд образовательных направлений, которые охватывают наиболее перспективные профессии:

  • нейробиология,
  • космонавтика,
  • роботехника,
  • геология,
  • IT-технологии,
  • HI-TECH,
  • малая беспилотная авиация,
  • автостроение и автомоделирование,
  • лазерные технологии.

Направления представляют собой отдельные квантумы, каждый из которых оборудован современной техникой и нацелен на раскрытие и реализацию научного потенциала будущих специалистов.

Основная цель проекта «Кванториум» – создание территории для качественного интеллектуального развития современной молодежи. Среди основных задач проекта – утверждение нового для России дополнительного образования, выявление и поддержка молодых одаренных инженеров и привлечение подростков к наукоемким технологиям в целом.

ПроеКТОриЯ

В 2013 году Президент России запустил всероссийский форум профориентации, объединивший ведущих педагогов, промышленных руководителей, а также инициативных и заинтересованных школьников. Здесь молодые люди получают доступ к образовательным шоу и мастер-классам в рамках различных программ, а также могут работать над реальными производственными заданиями.

В ходе образовательных мероприятий школьников знакомят с последними достижениями в областях космических технологий, технологий материалов и энергии, движения, здоровья, спорта, экологии, градостроения, IT и аграрной сферы.

Совместно с Министерством просвещения РФ ПроеКТОриЯ регулярно проводит в режиме онлайн различные профориентационные открытые уроки. Узнать темы и расписания таких мероприятий можно на интернет-портале «Проектория», который функционирует с 2016 года. На этом же интернет-портале можно узнать всю актуальную информацию по проекту, поучаствовать в конкурсах и флешмобах, получить доступ к уникальным образовательным материалам.

«IT-cube»

Данный проект направлен на создание образовательно-творческих площадок для формирования и развития у школьников главным образом навыков программирования. В рамках проекта «IT-cube» детей среднего и старшего школьного возраста обучают основам программирования, дополненной реальности и роботехники.

Процесс обучения будущих IT-специалистов предполагает проектную деятельность. Под руководством профессионалов молодые люди занимаются инженерно-техническими разработками и научными исследованиями. Отметим, что реализация проектов происходит совместно с крупными экономическими предприятиями, федеральными и региональными компаниями.

«Билет в будущее»

Проект «Билет в будущее» нацелен на то, чтобы помочь школьникам найти профессию, которая будет им по-настоящему интересна, а также подготовить их к дальнейшему обучению и трудоустройству. Для начала молодым людям предлагают пройти ряд профориентационных тестов. Затем, на основе полученных результатов, специалисты подбирают и предлагают специальные мероприятия – профпробы, где участники смогут заняться деятельностью, полностью соответствующей реальным задачам профессии.

Профпробы проводятся на сертифицированных площадках, где участники проекта получают необходимое оборудование, ПО, реальные расходные материалы и инструменты. Взаимодействуя с педагогом-наставником, школьник должен выполнить практическое задание. Это позволит ему убедиться, что он выбрал подходящую профессию, вызывающую у него искренний интерес.

Поскольку основная задача таких мероприятий – сформировать у школьников представление о реалиях профессии, развлекательные элементы на профпробах отсутствуют.

«Молодые профессионалы»

«Молодые профессионалы» – это федеральный образовательный проект, организованный в рамках международного движения WorldSkills. По словам Саймона Бартли – главы WORLDSKILLS INTERNATIONAL – движение стремится к тому, чтобы общественность не только узнавала о рабочих профессиях, но и понимала, что в данной сфере тоже можно выстраивать успешную карьеру. В целом же WorldSkills повышает престижность рабочих профессий, совершенствуя профессиональные стандарты на международном уровне.

Посредством соревнований – как международных, так и в рамках одной страны – движение демонстрирует важность качественной профессиональной подготовки и преимущества того, как важно быть лучшим в своем деле. Организаторы WorldSkills уверены, что стремление быть лучшим будет стимулировать молодых специалистов к самосовершенствованию, вследствие чего стандарты профподготовки будут постепенно повышаться. Отметим, что в соревнованиях принимают участие не только студенты колледжей и Вузов, но и начинающие квалифицированные рабочие.

К настоящему времени проектом «Молодые профессионалы» было организовано примерно 500 чемпионатов, участниками которых стали больше 100 тысяч молодых людей России. В министерстве просвещения подчеркнули, что данный проект находится в списке приоритетных, поэтому уже сегодня запланировано существенное обновление материально-технической базы учебных центров, создание самых современных мастерских/лабораторий и внедрение инновационных практико-ориентированных образовательных программ.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
734
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1278
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2371
Комментарии
Александра Ивановна
Гость
22 мар. 2019 г., 11:39

Профориентация - не набор театрализованных мероприятий, а ПРЕЖДЕ ВСЕГО система психолого-педагогических групповых и индивидуальных занятий (начиная с 8 класса). В современной России почти нет убедительной концепции и методики профориентирования детей. ВТОРАЯ проблема - отсутствие необходимой подготовки педагогов и РОДИТЕЛЕЙ. Значит, МИНПРОСУ и Академии образования пора заняться разработкой названных концепции и методики! А НВП и цифровизацию надо чуть-чуть отодвинуть! А.И. Рудных

Татьяна
Гость
22 мар. 2019 г., 12:02

Здравствуйте! Обратите внимание!!!!
Сергеев, И. С.
Проектирование системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикального интегрированного непрерывного образования [Текст] : монография / И. С. Сергеев. - Москва : Перо, 2017. - 225 с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-906972-35-4 : 1500 экз. ещё
Описание Электронный заказ Проголосовать за оцифровку

Александр Панов
Гость
25 мар. 2019 г., 20:04

Профориентационная работа в России всё более сводится к крупным финансовым проектам, реализуемых центральными структурами, с привлечением регионов, как правило, на основе организационного ресурса. Безусловно, крупные всероссийские акции и региональные мероприятия с привлечением крупных работодателей необходимы, но в меру. Мероприятие – от слова мера, оно определяет меру педагогического одноактного воздействия/влияния (А.С. Макаренко).
Необходима система систематической профориентационной работы на уроне школы, района/города. Надо вспомнить опыт профориентации середины 80-х годов прошлого века.
Например, возможная модель системы профессионализации на уровне школы:
1. Разработка и реализация межпредметных программ политехнического образования учащихся, реализуемой учителями ряда предметов.
2. Реализация принципа профессионально ориентированного обучения с 9 по 11 классы.
3. Реставрация трудового обучения с 1 по 11 классы в современных формах и на современной МТБ.
4. Введение учебного предмета типа «Основы производства и выбор профессии».
5. Разработка и реализация программы производственно-трудового воспитания.
6. Разработка и реализации элективных и факультативных учебных предметов по различным ремеслам. Занятость, развитие. «В основе умственного развития лежит мышечное движение».
7. Разработка и реализация системы временной профессионально-трудовой занятости детей на базе межшкольных мастерских, цехов, участков, на рабочих местах реальных предприятий.

Оставить свой комментарий

Ваш город: