Ваш город:

Инклюзивное высшее образование в России

21 дек. 2018 г.
0
4235

Развитие системы инклюзивного высшего образования в России является одной из приоритетных задач Министерства науки и высшего образования. Опираясь на мировую практику использования инклюзивного образования, были разработаны методы и программы, обустроены аудитории и инфраструктура многих университетов, однако еще много вопросов остается открытыми.

Инклюзивное высшее образование в России

Образование – одно из основных прав человека, гарантированных государством. И это право гарантировано абсолютно каждому гражданину нашего государства, независимо от его материального положения, социального статуса или состояния здоровья. К большому сожалению, пока большая часть населения может получить образование без особых сложностей, люди с особыми потребностями сегодня не имеют широкого доступа к образовательным возможностям.

Активное взаимодействие общественных организаций, органов государственной власти и учебных заведений в последние годы позволило внедрить новую форму обучения, расширяющую возможность социализации и получения образования для людей с ограниченными возможностями.

Особенности инклюзивного высшего образования

В основе методологии, которая активно сегодня внедряется в России, лежит изменение привычных представлений всех участников системы. Инклюзивное высшее образование, как возможность обучения для каждого человека с ОВЗ, предусматривает создание специальных условий с учетом индивидуальных потребностей студентов с различными особенностями развития.

«Инклюзивный» в переводе означает «включенный». В отличие от ранее популярного интегрированного обучения в специальных учебных заведениях, концепция направлена на привлечение молодых людей с психофизическими отклонениями к обучению вместе с нормально развивающимися детьми.

Принцип равенства и толерантность составляют важную часть инклюзии. Вовлеченность в единый, целостный процесс обучения и воспитания снижает риск изоляции, обеспечивая взрослеющую личность возможностью полноценного участия в общественной жизни, а также содействует поиску работы и карьерному росту особенных студентов.

Такая форма образования имеет несколько моделей, которые разграничивают учебный процесс исходя потребностей студентов с ограниченными возможностями:

  • Постоянная полная – направлена на людей, которые психологически готовы к групповым занятиям и могут обучаться наравне с другими участниками без особых потребностей.
  • Дозированная – предполагает частичное участие в учебном процессе в виду недостаточного уровня физического или психического здоровья студента.
  • Эпизодическая – исключает длительное пребывание лиц с ограниченными возможностями на территории учреждений, в которых организуются непродолжительные учебные мероприятия.

Организация инклюзивного образования происходит путем создания:

  • адаптивных программ обучения;
  • безбарьерной среды;
  • системы тьюторского, психолого-педагогического и медицинского сопровождения;
  • технологий электронного и дистанционного обучения;
  • комплекса инновационных образовательных подходов.

Так, для студентов с проблемами опорно-двигательного аппарата, слабым зрением или слухом предлагаются специальные технические решения по всей территории учебного заведения. Помимо программной адаптации и обеспечения архитектурной доступности ко всей инфраструктуре, повсеместно проводится подготовка и переподготовка кадров, а также обновление программ обучения для педагогов.

Российский опыт обучения людей с ОВЗ и камни преткновения

Хотя возможности для обучения людей с ОВЗ в России существуют еще с прошлого века, системное внедрение практики инклюзивного высшего образования началось недавно. Законодательно их права на образование регулируются Конституцией РФ, федеральными законами «О социальной защите инвалидов РФ» и «Об образовании». Также в 2012 году Государственная дума ратифицировала конвенцию ООН «О правах инвалидов», включающую положения об инклюзивном образовании.

Сегодня отмечается медленное и неравномерное создание оптимальных условий для охвата большего числа молодежи с особыми потребностями. Для обеспечения безбарьерного доступа и создания благоприятной образовательной среды в 2011 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Ее положения предусматривали установку указателей, дублирующихся на языке Брайля, лифтов, пандусов, а также создания необходимых гигиенических условий во всех образовательных учреждениях. Однако программа не была реализована в полной мере.

Только 40% учреждений высшего образования ориентированы на нужды студентов с ОВЗ. То есть, большая часть ВУЗов по-прежнему не обеспечивает необходимыми условиями разные категории особенных студетов. Это приводит к необходимости длительного поиска учебного заведения, соответствующего нуждам конкретного абитуриента, и нередко переезду в другие регионы. Во многом это обусловлено относительно недавней актуализацией проблемы предоставления профессионального образования людям с ОВЗ и недостаточным финансированием.

Большое значение имеет организация дистанционной формы обучения для студентов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Она получила широкое распространение в системе среднего общего образования, но современная вузовская программа не может обеспечить полноценное обучение по ней. Это связано с недостатком научно-методического обеспечения, учитывающего необходимые методы, приемы и способы взаимодействия с такими студентами. Кроме того, для проведения дистанционного обучения потребуется соответствующее техническое оснащение, как для студентов, так и для преподавателей, что предполагает дополнительные финансовые затраты.

Инклюзивное образование предъявляет высокие требования ко всем участникам образовательного процесса, и отдельная роль отводится компетентности преподавателей. Работа с инвалидами предусматривает включение тьюторов, преподавателей, психологов и консультантов, которые на данный момент не всегда имеют необходимые знания и навыки. Для решения проблемы необходимо пересмотреть программы подготовки вузовских педагогов и наладить сотрудничество с экспертами в данной области. Это позволит не только подготовить кадры, но и обеспечит продуктивную работу над созданием стратегий развития инклюзивного образования, специально адаптированных программ и индивидуальных планов.

Достижения и перспективы инклюзивного образования

Несмотря на ряд проблем, некоторым университетам удалось многого добиться. Масштабные работы по организации архитектурной среды были проведены в Челябинском государственном университете. В частности:

  • вся территория ВУЗа обеспечена пандусами в переходах и корпусах, подъемниками и лифтами,
  • имеются необходимые условия в местах общего пользования,
  • оборудованы места в первых рядах лекционных помещений,
  • а также представлены аудитории для слабослышащих и слабовидящих студентов.

Среди других университетов, активно участвующих во внедрении инклюзивного образования, можно выделить:

По данным опросов, большинство студентов с ограниченными возможностями отмечают доброжелательное отношение со стороны преподавателей и довольны индивидуальными программами обучения, хотя иногда сталкиваются с архитектурными барьерами.

Для содействия в поиске учебных заведений и помощи при трудоустройстве разработаны специальные интернет-ресурсы, в которых собраны необходимые материалы и предоставляются консультации по все интересующим вопросам.

Стоит отметить заинтересованность Министерства науки и высшего образования, общественных организаций и учебных заведений в работе по совершенствованию системы. Проведение различных мероприятий, форумов, конференций с участием экспертов и иностранных консультантов свидетельствует о больших перспективах развития инклюзивного образования в России и успешной адаптации инвалидов в будущем.

Источники изображений: espanarusa.com, mininuniver.ru, guu.ru, edu.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
1039
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1541
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2658
Оставить свой комментарий

Ваш город: