Ваш город:

Жизнь после каникул: как настроиться на учебу

6 авг. 2017 г.
0
3471

Некоторые родители беспокоятся: их школьник за время летних каникул ни разу не вспомнил о летнем задании, и не разделяет приподнятого настроения родителей, связанного с подготовкой к первому сентября. Максимум, что интересует ребенка – встреча с одноклассниками на празднике Первого звонка и обмен впечатлениями об ушедшем лете. Извечный вопрос по Чернышевскому – что делать?

Жизнь после каникул: как настроиться на учебу

Стремительно заканчивается лето. На улицах городов по августовской традиции открываются школьные ярмарки, напоминающие о том, что скоро детвора вновь сядет за парты. Родители начинают заготавливать одежду и новенькие, пахнущие типографской краской, канцтовары, портфели – скоро в школу. Все сказанное – приятная часть суеты, связанная с подготовкой ко Дню Знаний.

Но у каждой медали есть обратная сторона, и хлопоты, которые можно уверенно считать праздничными, у некоторых родителей сопровождаются беспокойством: их школьник за время летних каникул ни разу не вспомнил о летнем задании, и не разделяет приподнятого настроения родителей, связанного с подготовкой к первому сентября. Максимум, что интересует ребенка – встреча с одноклассниками на празднике Первого звонка и обмен впечатлениями об ушедшем лете.

Извечный вопрос по Чернышевскому – что делать?

Как вернуть ребенка из состояния летнего релакса и настроить на рабочую волну?

Можно ограничиться одним простым советом: успокойтесь. Но вряд ли это поможет успокоиться родителям, которые ждут от своего чада новых побед в олимпиадах, гордятся оценками сына или дочери больше, чем спортсмен олимпийской медалью. Попробуем сформулировать короткое практическое руководство:

Прекратите паниковать, уважаемые товарищи взрослые! Ситуация – абсолютно типичная, повторяющаяся из года в год, с тех пор, как появилась первая школа и первые ученики. Вы точно также вели себя, примерно, лет десять тому назад, но забыли об этом. Вспомните себя, чего хотелось в детстве в такие моменты? Такая параллель поможет, хотя бы, понять состояние ребенка.

Не можете вспомнить картины из собственного детства? Подумайте о том, как не хочется после отпуска возвращаться на работу. Жизнь по будильнику, по расписанию, после длительного отдыха, не нравится ни детям, ни взрослым. Это – объединяющий фактор для детей и родителей. Напряженный трудовой или учебный год вызывает естественную реакцию торможения. Разница состоит только в том, что взрослые уже понимают, что такое ответственность, а в ребенке это качество только предстоит воспитать.

Самое главное, ни в коем случае не показывайте детям свою обеспокоенность его легкомысленным отношением к учебе. Тревога родителей у младших школьников может вызвать совершенно нежелательную трансформацию: "Мама с папой боятся школы – там есть что-то неприятное и пугающее – я тоже не хочу в школу".

Не пугайте малыша. Сходите на школьную ярмарку вместе, а по пути расскажите, как это все было в вашем детстве. Говорите все, не стесняйтесь, постарайтесь быть очень искренними. Дома возьмите новенькие тетрадки и устройте соревнование по каллиграфии – от соревнования не откажется ни один ребенок.

Старшеклассники (подростки), заметив "слабость" родителей могут проявить "бунтарский дух", который заключается в философии: "Не потому что, а – вопреки и назло, даже себе". Главное кредо подросткового бунтарства – желание обратить на себя внимание, настоять на своем и похвастаться этим перед сверстниками. Не забывайте об этом, не теряйте самообладания и не поддавайтесь на провокации.

Решение проблемы – искренность, неподдельный интерес к увлечениям ребенка, паритет во взаимоотношениях: ни в коем случае не используйте авторитарные методы и не "продавливайте" свои требования.

Договаривайтесь: играем в футбол – потом идем вместе(!) заниматься. Но помните, что договор ни в коем случае не означает материальный подкуп – ребенок должен знать, что учится он только для себя. "Признайтесь" что, если бы в школе хорошо изучали геометрию, то сейчас могли бы иметь зарплату в два раза больше, что и сейчас не поздно заняться ее изучением, но некому помочь и объяснить, нет времени или лишних денег на частные уроки. Попросите помощи – родители всегда знают, какой предмет нужно "подтянуть" ребенку. Корректируйте пример по ситуации.

Второй вариант: "Я консервирую огурцы. Ты не помнишь, как посчитать процентное содержание уксуса? Помоги посчитать, я не могу отойти от плиты, а мне нужно срочно это узнать". В быту всегда можно найти ситуации, когда необходимо применить школьные знания, или восполнить пробелы применительно к ситуации: удалить жирное пятно, почистить утюг, починить розетку – все эти задачи из школьного курса физики, химии, математики или биологии. Это способ поможет косвенно заняться повторением пройденного материала, привить ребенку трудовые навыки. Но нужно обязательно подчеркивать, что нуждаетесь в помощи ребенка, как равного члена семьи.

Воспитывайте детей личным примером. Никогда не забывайте, что они рядом и "копируют" своих родителей. Дети считают себя взрослыми и хотят, чтобы к ним относились, как к равным. Если родители смотрят телевизор, а ребенка заставляют читать книгу – положительного результата не будет.

Школьная программа построена таким образом, что всегда обнаруживается межпредметная связь. Сходите с ребенком на выставку, в планетарий, обсудите места, где он почерпнет новую информацию и у него возникнут вопросы. Обсудите увиденное, заметив вскользь, что больше информации на эту тему можно найти в учебнике.

Летом не нужно усаживать детей за парты, заставлять выполнять домашнее задание. Даже без школьных учебников можно развивать у ребенка интерес к знаниям, стараться постоянно создавать ситуации, когда у школьника возникнет желание найти ответ на вопрос, а взрослому останется только подсказать, где можно найти интересующую информацию. Не страшно, если ребенок будет изучать материал "не по теме", главное, что он будет учиться, будет узнавать то, что ему интересно, а это рано или поздно пригодится.

Каждый родитель знает своего ребенка, и сможет найти, при желании, для него интересные объекты для самостоятельного изучения. Импровизируйте, моделируйте ситуации, чтобы постоянно поддерживать интерес к знаниям.

Несколько слов о биоритмах

Биоритмы – категория физическая, и напрямую не имеет отношения к педагогике, но этот фактор необходимо учитывать. Если ребенок все лето находился в состоянии "свободного полета" - просыпался и ложился спать, когда хотел, то начать организацию "рабочего" режима дня нужно не позднее двух недель до начала занятий, чтобы организм успел привыкнуть к учебному графику.

Первого сентября, когда вновь начнутся ежедневные умственные нагрузки, на фоне хронического недосыпания, весь летний отдых окажется неэффективным, что может привести к снижению внимания на уроках, быстрой утомляемости. Позаботьтесь и о восстановлении режима дня. Хотя, конечно, лучше его никогда не нарушать без уважительных причин.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети иностранных граждан в школе РФ
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов, которое необходимо набрать иностранным гражданам и лицам без гражданства по русскому языку, для ..
О минимальных баллах для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих обучаться в школах РФ
21 февр. 2025 г.
0
847
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
По информации пресс-службы Министерства науки и высшего образования РФ, Правительство России утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 202..
Утверждены квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2025 год
20 февр. 2025 г.
0
1376
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
2465
Оставить свой комментарий

Ваш город: